Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие

города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был по преимуществу

деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие дешевым материал,

удобная доставка его по многочисленным водным артериям способствовали

этому. О многочисленных деревянных постройках – крепостных стенах, мостах,

церквах и хоромах знати – уже в древнейший период неоднократно повествуют

летописи. Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода

складывался в основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию

князя Ярослава (Мудрого) началось строительство стен кремля, который в

древнем Новгороде обычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в

новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует

упомянуть, что князь Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем

фактически провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой,

независимый путь в развитии архитектуры. Храм строился пять лет – с 1045-

го по 1050-ый гг. Новгородская София – один из наиболее выдающихся

памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка

свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие

великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла

киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская

София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять

продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.

Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и

конструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном

соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по

основным осям. Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стены

новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в

отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных,

грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси

мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и

подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном

количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из

регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что было

характерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая под

штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и

своеобразную суровую красоту. Новгородская София, подобно киевскому

прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших

ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских

парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом

отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего

пространства храма, резко расчлененного на две части – нижнюю полутемную,

как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и

верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только

для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати

через лестничную башню. Несмотря на близость к киевскому собору,

новгородская София существенно отличается от него не только в

конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла:

она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания.

Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более

строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и

несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с

пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.

Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии

намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии

киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности,

разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор.

Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер

новгородской Софии более суровым. В начале XII века Новгород становится

вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом,

оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в

Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть

позже – Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд

попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в

1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть

стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот

древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В

1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был

княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-

Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-

видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма

храму Софии. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году

князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в

новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь

стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии,

то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя

русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор,

как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К

его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с

расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся

русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности,

доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность

конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного

целого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два

последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь

Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до

изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный план

Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой

щели в толще западной стены. После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие

себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с

«новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не

решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств. Только в

обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний

памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса Нередицы,

заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой

княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти

квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный

купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет

красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще

повторяет старую систему «полосатой» кладки. Кривизна линий, неровность

плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность,

отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-

суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-

суздальские традиции. Во второй половине двенадцатого века в Новгороде

складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных

сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом

количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати

- хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,

соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма

также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются

узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность,

столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века

исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас

постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под

Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный

однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,

полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну

примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов

камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с

рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта

особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и

объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит

забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную

в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в

1196 году. Летопись сохранила имя зодчего – мастера Корова Яковлевича с

Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви

Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207

году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде

примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри.

Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания

примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать