Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

сомнений в принадлежности фресок местным мастерам. Среди чистых красок

преобладают золотисто-желтые, зеленые и голубые цвета, волосы стариков

имеют голубоватый оттенок.

Новгородские фрески первой половины XII века лишены стилистического

единства. По-видимому, в это время в Новгороде работали различные артели

живописцев, часть которых могла быть приглашена из других городов. Если

исходить из фрагментов росписи княжеского Николо-Дворищенского собора, то

можно предполагать, что княжеский двор ориентировался на блестящее

искусство Киева. Фрески световых проемов собора св. Софии, а также собора

Рождества Богородицы Антониева монастыря выполняли другие художники,

связанные с более архаическими традициями (в частности, с романскими).

Параллельно начала складываться и своя местная школа живописи (фрагмент XI

века в южной галерее собора св. Софии, росписи башни Георгиевского собора),

которая стала играть господствующую роль

со второй половины XII века. Весьма показательно, что во всех перечисленных

выше

памятниках, в отличие от памятников Киева и Владимира, уже не встречаются

греческие надписи.

Среди новгородских росписей конца XII века самыми ранними являются фрески

церкви Успения (теперь Благовещения) у деревни Аркажи (в трех километрах к

югу от Новгорода). Так как церковь была освящена новгородским архиепископом

Гавриилом 4 июня 1189 года134, то около этого времени были исполнены и

украшающие ее фрески. Долгое время они были скрыты под сплошной побелкой и

записями, пока их не начали раскрывать в 1930 году. Эта работа была

продолжена в 1966—1969 годах. В диаконике представлены сцены из жизни

Иоанна Крестителя и фигуры святых, в жертвеннике — восходящий к

апокрифическим источникам богородичный цикл, в арках, ведущих из средней

апсиды в боковые, — изображения святых и святых воинов, в центральной

апсиде — фигуры святителей, фигура архидиакона; в конхе размещена необычная

для византийских росписей композиция — Христос во славе посреди

приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат развернутые

свитки. Эта композиция восходит к романским источникам. Среди новгородских

фресок XII века аркажские обнаруживают наибольшее сходство с романскими

памятниками. Все фрески написаны в той широкой и смелой манере, которую так

любили новгородцы.

К концу XII века относится и открытая в 1948 году фреска на стене

Мартирьевской паперти собора св. Софии в Новгороде (илл. 239, 240). Эту

фреску с изображением поясного Деисуса Ю. Н. Дмитриев был склонен относить

к 1144 году, когда епископ Нифонт приказал расписать притворы Софийского

собора. Но данная фреска имеет самостоятельное значение, поскольку она

связана со стоявшей под ней гробницей и поскольку ее появление определялось

заупокойным культом. Поэтому ее и нельзя рассматривать в качестве простой

составной части росписи всей Мартириевской паперти. Она была, несомненно,

сделана по специальному заказу

захороненного здесь лица либо его ближайших родственников, как это обычно

практиковалось в средние века.

Одной из самых тяжелых утрат во время второй мировой войны была гибель

храма Спаса на Нередице близ Новгорода. Его роспись, исполненная в 1199

году, принадлежала к числу наилучшим образом сохранившихся средневековых

фресковых ансамблей во всей Европе. Но фрески Нередицы поражали не только

своей превосходной сохранностью, а и редкостной полнотой в подборе сюжетов,

дававших в совокупности почти исчерпывающее представление о системе

церковной росписи XII века.

Фрески Нередицы отличаются большой монументальностью. Фигуры даны в

застылых, фронтальных позах. Если они двигаются, то у них тяжелая поступь;

если они стоят, то кажутся прикованными к месту. Композиции распадаются на

отдельные, замкнутые звенья (обычно они строятся на основе точного

соответствия частей, причем художники всячески избегают перекрещиваний и

перерезываний). Изображения стелются вдоль стены, подчиняясь ее

торжественному мерному ритму. Благодаря тому что действующие персонажи

почти

всегда обращены лицом к зрителю, все евангельские сцены развертываются в за-

медленном темпе, приобретая вневременный характер. Тяжелые фигуры с

большими

головами и крупными конечностями еще более усиливают монументальность этого

искусства — торжественного и величавого, мужественного и волевого. В

Нередице фрески шли почти от пола и покрывали все стены и своды,

располагаясь друг над другом регистрами. Но компоновка фресок в пределах

каждого регистра очень свободна. В них нет никакой симметрии. Среди красок

преобладают желтые, голубовато-синие, красно-коричневые, белые и зеленые

цвета, образующие напряженную и несколько пеструю колористическую гамму.

Пожалуй, наиболее интересной частью нередицкой росписи была композиция

«Страшный суд», размещенная под хорами на западной стене и на примыкающих к

ней стенах южного и северного нефов. Помимо обычных элементов, эта сцена

включала в себя и ряд не часто встречающихся фигур и эпизодов. Мы видим

здесь «ад» в образе Сатаны, восседающего на звере и держащего в руках Иуду;

апокалипсическую блудницу, которая едет на чудовищном звере, грызущем

человека; отдающее мертвецов «море», персонифицированное плывущей на

драконе женщиной с сосудом в руках и в венце; отдающую мертвецов «землю»,

олицетворенную едущей на фантастическом звере женщиной; различные адские

мучения, которые изображены в виде темноокрашенных квадратов с головами и

надписями: «Тьма кромешная», «Смола», «Иней», «Скрьжату зубом», «Мраз» и

др.

Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи XIV столетия

были фрески церкви Архангела Михаила, погибшие во время второй мировой

войны.

Сама церковь, являвшаяся собором Сковородского монастыря, была воздвигнута

архиепископом Моисеем в 1355 году. Ее роспись возникла позднее — около 1360

года,

когда архиепископ Моисей, предчувствуя близкую кончину, удалился в

Сковородский

монастырь, где умер и был погребен архиепископом Алексеем 25 января 1362

года.

70-х годах XIV пека в Новгороде появился выдающийся живописец — приехавший

из Константинополя Феофан Грек. Единственная из сохранившихся на русской

почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на

Ильине улице в Новгороде. Эта церковь была построена в 1374 году и

расписана лишь четыре года спустя «по велению» боярина Василия Даниловича и

жителей Ильиной улицы. Роспись церкви Спаса дошла до нас в сравнительно

хорошем, но, к сожалению, фрагментарном виде. В апсиде уцелели обрывки

святительского чина и «Евхаристии», на южном алтарном столбе — часть фигуры

Богоматери из сцены «Благовещения», на сводах и примыкающих стенах —

фрагменты евангельских сцен («Крещение», «Рождество Христово», «Сретение»,

«Проповедь Христа апостолам»), на восточной стене—«Сошествие во ад», на

стенах и арках — полустершиеся остатки фигур и полуфигур святых, в куполе—

Пантократор, четыре архангела и четыре серафима, в простенках барабана —

праотцы Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророк Илья и Иоанн

Предтеча. Самые значительные и лучше всего сохранившиеся фрески украшают

северо-западную угловую камеру на хорах (в одной рукописи XVI века она

именуется Троицким приделом).

22. Древнерусское военное зодчество.

На всей территории древней Руси в XI в. наиболее распространенным типом

укреплений оставались по-прежнему поселения, подчиненные рельефу местности,

т. е. укрепления островные и мысовые. В Полоцкой и Смоленской землях, где

было много болот, часто использовали для этой цели, как и раньше, болотные

островки. В Новгородско-Псковской земле тот же оборонительный прием

применяли несколько иначе: здесь укрепленные поселения нередко ставили на

отдельных холмах. Однако во всех районах Руси чаще всего употребляли не

островной, а полуостровной, т. е. мысовой, прием расположения укреплений.

Удобные, хорошо защищенные природой мысы при слиянии рек, ручьев, оврагов

можно было найти в любых географических условиях, чем и объясняется их

широчайшее применение. Иногда строили еще мысовые укрепления, где вал, как

это было до Х в., шел с одной только напольной стороны, со стороны рва,

однако вал теперь сооружали гораздо более мощный и высокий. Большей же

частью как в островных, так и в мысовых укреплениях XI в. вал окружал

поселение по всему периметру. В Киевской земле очень типичным примером

может служить городище Старые Безрадичи — остатки древнего городка Тумашь,

а на Волыни — детинец (центральная часть города) городища Листвин в районе

г. Дубно.

Однако не все памятники крепостного строительства XI в. были полностью

подчинены конфигурации рельефа. Уже в конце Х — начале XI в. в

западнорусских землях появились укрепления с геометрически правильной

схемой — круглые в плане. Иногда они располагались на естественных

всхолмлениях и тогда были близки к укреплениям островного типа. Встречаются

такие круглые крепости и на равнине, где валы и рвы имели особое значение.

Наиболее своеобразный тип укреплений этого времени представлен некоторыми

памятниками Волыни. Это городища, близкие по форме к квадрату с несколько

скругленными углами и сторонами. Обычно две, а иногда даже три стороны их

прямолинейны, а четвертая (или две стороны) — округла. Расположены эти

городища на плоской, большей частью заболоченной местности. Наиболее

крупным среди них является город Пересопница; очень характерен также

детинец стольного города Волыни — Владимира-Волынского.

Несомненно, что в различных районах древней Руси планировка укреплений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать