Художественные стилевые направления в искусстве
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический
тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот
термин впервые получил распространение среди писателей-гуманистов
Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней
из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние
культуры Египта, Месопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для
европейцев культура Древней Греции — древность особого рода. Это колыбель
европейской цивилизации. Греческий, а затем и латинский язык, произведения
искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью
европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и географией. В
том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, которые
не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели,
несмотря на то, что содержание этих открытий уже давно принадлежит истории.
Поэтому античную культуру мы называем классической (от лат. classicus
— первоклассный, образцовый), отсюда стиль Класcицизма, ориентирующийся на
античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности, как
нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ А.
Лосев .
Историю античной культуры можно условно разделить на пять основных
периодов:
— «гомеровская Греция» (XI-VIII вв. до и. э.— см. минойское
искусство);
— период архаики (VII—VI вв. до н. э.— см. архаика);
— период классики (V-три четверти IV в. до н.э.);
— эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.— см. эллинизма
искусство);
— культура Древнего Рима (I в. до н.э.— vb. н. э.).
Характер античной культуры и античного искусства складывался
стремительно-Если в Египте в течение нескольких тысячелетий мы наблюдаем,
по сути дела, неизменный образ жизни и мышления человека, то Греция за
несколько веков проделала огромный путь от архаики до того периода, который
мы называем классическим. Этому процессу способствовали особые этнические и
географические условия.
Античное искусство возникло из трех основных потоков. Первый —
искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская,
или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа,
развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура
Кикпад, искусство золотых и бронзовых изделий. Второй поток — еще более
древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы
которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через
Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие
острова. И, наконец, третий источник — культура дорийцев, племени
индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию с севера и принесшего с
собой искусство геометрического стиля (см. дорийский стиль). Этническую
основу античной культуры составили три основных племени: ахейцы
гомеровского времени, пришельцы-северяне дорийцы и вытесненные ими в Малую
Азию ионийцы (см. ионийский стиль). Все эти разнообразные элементы
соединились именно в Греции, положив начало развитию единой культуры,
ставшей впоследствии основой европейского искусства, чему в немалой степени
способствовали и уникальные географические факторы.
Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных
невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные
условия и неповторимый пейзаж. Это обстоятельство способствовало
сохранности отдельных и еще очень слабых очагов цивилизации от
истребительных войн и массового переселения народов, какое имело место, к
примеру, в степных районах Азии. С другой стороны, небольшой полуостров с
крайне удлиненной изрезанной береговой линией, с множеством заливов и
проливов и близко расположенных островов значительно облегчал сообщение
водным путем между населявшими его народами. Это обеспечивало необходимый
информационный обмен, взаимообогащение культур и давало им импульс к
развитию. Климат Греции умеренно мягок и природа плодоносна ровно
настолько, чтобы давать человеку все необходимое для жизни, но не
настолько, чтобы начисто лишать его необходимости трудиться.
Культура Греции возникла на пересечении исторических путей
Средиземноморья. В морях, окружающих Грецию, столько островов, что в ясные,
солнечные дни какой-нибудь один из них все время на виду у мореплавателя. В
греческом пейзаже нет ничего бескрайнего, как в египетских пустынях или
азиатских степях. Человек не чувствовал себя здесь затерянным и слабым, все
было размеренно и ясно. И потому мироощущению древнего грека и характеру
его деятельности, не была свойственна гигантомания Востока, стремление
перебороть природу, утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное
пространство, возводя огромные стены, башни, пирамиды. Древний эллин
чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа,
масштабность окружающего пространства приводила его к идее соразмерности
сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже боги в
его представлении были совсем как люди, им были свойственны все людские
страсти и слабости.
Все было осязаемо и близко —« Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял
глину перст и разум мерил землю... Мир отвечал размерам человека, И человек
был мерой всех вещей. М. Волошин
«Человек — мера всех вещей»,— сказал древнегреческий философ Протагор
(480—410 гг. до н.э.), и эта фраза на многие века стала девизом античной, а
затем и европейской культуры. Главная особенность античного художественного
стиля состоит в его антропоморфизме и мерности.
Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством
культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся
спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления
на планете Земля. Отсюда величие эллинского искусства, прежде всего —
архитектуры и скульптуры как изображения или, точнее, преображения
одухотворенного человеческого тела. Другая особенность искусства Древней
Греции — его рационализм. Г. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал,
что «греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает
чувственное в осмысленное» . Все, что сначала вызывает удивление, должно
быть затем проанализировано и рационально объяснено. Так, в частности,
математическому доказательству у эллинов подлежали даже самые очевидные
вещи. Если древние шумеры или египтяне никогда даже не задумывались над
тем, что казалось им само собой разумеющимся, то для эллин а, к примеру,
доказательство равенства геометрических фигур способом наложения их друг на
друга было совершенно неубедительным. Требовалось логическое обоснование. А
так называемая «Делийская задача» по удвоению объема кубического алтаря или
«квадратура круга» должны были быть решены только математическим путем.
Эта особенность эллинского мышления, которую Вл. Соловьев остроумно
назвал «религиозным материализмом», и обусловила небывалое развитие
изобразительного искусства и прежде всего архитектуры. Греки создали образ
отдельно стоящей опоры — колонны. В отличие от массивных стен и объемов
гигантских сооружений Древнего Востока, сплошного «леса папирусовидных
опор» египетских храмов, свободно стоящая опора — совершенно новая
художественная идея, выражающая свободноосознанную силу. Такой образ мог
появиться только в Греции. Греческие храмы строились как жилище бога, во
всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру.
Колонна уподоблялась фигуре человека. Отсюда греческие атланты и кариатиды
, поддерживающие перекрытия, а также пропорции колонн вообще, размеры
капителей и баз, рассчитываемые исходя из пропорций человеческого тела.
Сущность древнегреческой архитектуры заключается в логичной, размеренной
расчлененности формы, зрительно выражающей разделение функций ее отдельных
частей. Впоследствии в классической архитектуре такой порядок ясно
выраженных соотношений несущих и несомых частей получил название «ордер»
(нем. order от лат. ordin — порядок, строй). Греческий ордер — это порядок
связи несущих (колонна) и несомых (антаблемент: архитрав, фриз, карниз)
частей здания. Каждая часть древнегреческого храма, вплоть до мельчайшей,
имела свое значение, что выражалось как членениями формы (тектоникой), так
и цветом. Все без исключения детали древнегреческих зданий не разделены на
конструктивные и декоративные, как в архитектуре Египта или Крита, а
соединяют то и другое, они не выражают, а изображают работу конструкции:
опоры, сжатия, растяжения, расчленения, связывания, основания, завершения.
Это зрительное преображение простой утилитарной конструкции, вероятно
первоначально деревянной и лишь затем каменной, и создает удивительное
ощущение тектоничности и пластичности. Древнегреческая архитектура впервые
в истории искусства стала образным осмыслением работы конструкции, и все ее
элементы являются в своей сущности художественным тропом (см. аллегоризм).
Характерно, что даже противники теории происхождения древнегреческой
архитектуры из первоначально деревянной конструкции, как, например,
Виолле-ле-Дюк, считавший, что греки сразу же стали возводить свои храмы из
камня, так или иначе признают неутилитарный и не конструктивный, а
художественно-образный ее смысл. Именно в этом обстоятельстве следует
видеть особое значение архитектуры Древней Греции, органично соединившей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26