Художественные стилевые направления в искусстве

баптистериев, канделябры, зоо-морфные рукомои - акваманилы (франц.

aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука). Многие из таких изделий

происхо-дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название -

динаноерии. Чрезвычай-но простая по конструкции деревянная мебель

декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток, полу-

круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой

ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только в эпоху Готики он

будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером

романской орна-ментики в архитектуре являются "Большие Розы" северного и

южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства которого

относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные плитки

с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи-нается

производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро-манских

тканей тесно связана с восточны-ми влияниями эпохи Крестовых походов,

особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь

домой, заворачивали христианские релик-вии в дорогие восточные ткани,

византий-ские, сасанидские, изобразительные моти-вы которых з "зверином

стиле" восходили к художественным традициям Древней Ме-сопотамии. Отсюда

излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы "древа

жизни" и изображения вписанных в круг грифонов.

oS. В романском искусстве из-за его неод-нородности и отсутствия единого

стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце

XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также "ломбардское",

"саксон-ское" (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже

византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди-нения,

несмотря на явные различия худо-жественных форм, была общность христи-

анской идеологии, использование "роман-ских" архитектурных элементов:

куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных

построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро-манском искусстве

были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась

"винчестерская школа" книж-ной миниатюры с характерными кельтски-ми

орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же

достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и

дере-ву характерного плетеного и "абстракт-ного звериного орнамента".

Важно, что по-

oлобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно

пере-секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в

новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман-ское искусство

Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,

искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем

византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную

Африку сюда проникали, как некогда фи-никийские, влияния мусульманского

искус-ства арабов: приемы купольной и ароч-ной архитектуры, керамика,

торевткка. К этому же "арабскому" течению относится испано-мавританское

искусство и значи-тельная часть архитектуры Южной Фран-ции. В целом

искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только

начинают приготовляться "луч-шие блюда европейской кухни" готическо-го

средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно назвать ис-

торическим типом искусства, а выражение "романский стиль" неверно по

существу (см. также штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна

из двух, наряду с Классицизмом, ос-новополагающих тенденций художествен-

ного мышления. Однако исторически сло-жилось, что этим словом стали

называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим

или "рома-ническим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что

происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная по-эзия считалась

тогда единственно достой-ным видом искусства. Но существовало и другое

толкование термина: романтичес-кое - это искусство романских народов,

преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому,

анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально означало литературные

произве-дения, написанные не на классической ла-тыни, а на вульгарных,

народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали

искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую

эпоху. Современное название "ро-ман" - драма для чтения, чаще любовная

история, композиция и стиль которой от-клоняются от классических правил.

Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов "роман", "ро-манс" связано осознание романтики как

свойства человеческой души. Понятие ро-мантики шире романтизма.

Романтические чувства, мечты, романтический поступок - это всегда нечто

возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с ка-ким расчетом

и потому восторженное, ото-рванное от реальности и устремленное к некоему

туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро-

мантизм" видел, прежде всего романтику. "Романтизм... таинственная почва

души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к лучшему

и возвы-шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души

человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек

романтик..." . В этом смысле романтика и романтизм су-ществовали и будут

существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконе-чности мира,

времени и пространства. Ро-мантическое сознание - непременное свой-ство

всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек-

тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного, таинственного. На

про-тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная

тенденция умо-настроения ищет своего выражения в раз-личных действиях, в

том числе и в худо-жественной деятельности.

Романтика, безусловно, является осно-вой Романтизма в искусстве. Романтичес-

кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле-

ниях, течениях и стилях. Романтизм свой-ствен искусству вообще и является

неотъ-емлемой основой художественного созна-ния. Но в различные

исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи-мого в

действительности принимает разли-чные формы. Немецкий философ-романтик Ф.

Шлегель говорил, что и "обращение к античности порождено бегством от удру-

чающих обстоятельств века" 2.

Благодаря всепроникающему романти-ческому началу художественного творчест-

ва, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие

художники были подлинными романтика-ми Классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен,

К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были

Ремб-рандт и апологет академического класси-цизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому

существует да-же такой термин "романтический класси-

Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1953-1959.

т. 7, с. 145-146.

Шлегель Ф. О значении изучения греков и римлян.- В кн.; Литературные

манифесты запад-ноевропейских романтиков. М.: Изд. МГУ 1980 с. 47.

цизм". Романтизм и Классицизм все время "шли рядом" и только во Франции g

начале XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-

истори-ческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное

художественное на-правление конца XVIII - начала XIX вв.. сторонники

которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчест-во

Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм

как художественное направление оформил-ся впервые в английской живописи еще

в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного

стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторст-во живописной техники Т.

Гейнсборо поло-жило начало течению "питтореск", или "пикчуреск" (англ.

picturesque - живопис-ный). Этим термином обозначали живо-пись романистов

К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У.

Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в пар-ковом

искусстве,- типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному,

стихийному ощущению красоты в приро-де. Вслед за Англией Романтизм получил

распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую

ок-раску. Великий немецкий поэт Гете выра-зил противостояние Классицизма и

Роман-тизма следующим образом: "Античное - идеализированное реальное, со

вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;

романтическое - невероятное, невозмож-ное, которому лишь фантазия придает

ви-димость действительного..." 3. Немецкие романтики, прежде всего Ф.

Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о вечном

стремлении души к "Бесконечности, превосходящей лю-бую форму", которое они

также называли "бесконечным желанием души". Под фор-мой имелась в виду

художественная форма ;

Классицизма. Отсюда особый интерес не-мецкого Романтизма к национальному

средневековью и традициям готического искусства, а также фольклору кельтов,

скандинавов. "Поэмы Оссиана" Дж. Мак-ферсона (1760-1773) явились в этом

смыс-ле "сигналом" к всеобщему увлечению Ро-мантизмом. Молодые немецкие

романтики,

Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.

до выражению Г. фон Клейста, "рвались сдернуть венок с чела Гёте". Программ-

ным органом немецких романтиков был -Журнал "Атенеум" (Athenaum) под редак-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать