баптистериев, канделябры, зоо-морфные рукомои - акваманилы (франц.
aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука). Многие из таких изделий
происхо-дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название -
динаноерии. Чрезвычай-но простая по конструкции деревянная мебель
декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток, полу-
круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой
ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только в эпоху Готики он
будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером
романской орна-ментики в архитектуре являются "Большие Розы" северного и
южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства которого
относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные плитки
с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи-нается
производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро-манских
тканей тесно связана с восточны-ми влияниями эпохи Крестовых походов,
особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь
домой, заворачивали христианские релик-вии в дорогие восточные ткани,
византий-ские, сасанидские, изобразительные моти-вы которых з "зверином
стиле" восходили к художественным традициям Древней Ме-сопотамии. Отсюда
излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы "древа
жизни" и изображения вписанных в круг грифонов.
oS. В романском искусстве из-за его неод-нородности и отсутствия единого
стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце
XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также "ломбардское",
"саксон-ское" (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже
византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди-нения,
несмотря на явные различия худо-жественных форм, была общность христи-
анской идеологии, использование "роман-ских" архитектурных элементов:
куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных
построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро-манском искусстве
были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась
"винчестерская школа" книж-ной миниатюры с характерными кельтски-ми
орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же
достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и
дере-ву характерного плетеного и "абстракт-ного звериного орнамента".
Важно, что по-
oлобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно
пере-секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в
новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман-ское искусство
Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,
искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем
византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную
Африку сюда проникали, как некогда фи-никийские, влияния мусульманского
искус-ства арабов: приемы купольной и ароч-ной архитектуры, керамика,
торевткка. К этому же "арабскому" течению относится испано-мавританское
искусство и значи-тельная часть архитектуры Южной Фран-ции. В целом
искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только
начинают приготовляться "луч-шие блюда европейской кухни" готическо-го
средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно назвать ис-
торическим типом искусства, а выражение "романский стиль" неверно по
существу (см. также штауфеновский ренессанс).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна
из двух, наряду с Классицизмом, ос-новополагающих тенденций художествен-
ного мышления. Однако исторически сло-жилось, что этим словом стали
называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим
или "рома-ническим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что
происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная по-эзия считалась
тогда единственно достой-ным видом искусства. Но существовало и другое
толкование термина: романтичес-кое - это искусство романских народов,
преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому,
анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально означало литературные
произве-дения, написанные не на классической ла-тыни, а на вульгарных,
народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали
искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую
эпоху. Современное название "ро-ман" - драма для чтения, чаще любовная
история, композиция и стиль которой от-клоняются от классических правил.
Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).
С происхождением слов "роман", "ро-манс" связано осознание романтики как
свойства человеческой души. Понятие ро-мантики шире романтизма.
Романтические чувства, мечты, романтический поступок - это всегда нечто
возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с ка-ким расчетом
и потому восторженное, ото-рванное от реальности и устремленное к некоему
туманному, несбыточному идеалу.
Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро-
мантизм" видел, прежде всего романтику. "Романтизм... таинственная почва
души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к лучшему
и возвы-шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души
человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек
романтик..." . В этом смысле романтика и романтизм су-ществовали и будут
существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконе-чности мира,
времени и пространства. Ро-мантическое сознание - непременное свой-ство
всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек-
тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного, таинственного. На
про-тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная
тенденция умо-настроения ищет своего выражения в раз-личных действиях, в
том числе и в худо-жественной деятельности.
Романтика, безусловно, является осно-вой Романтизма в искусстве. Романтичес-
кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле-
ниях, течениях и стилях. Романтизм свой-ствен искусству вообще и является
неотъ-емлемой основой художественного созна-ния. Но в различные
исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи-мого в
действительности принимает разли-чные формы. Немецкий философ-романтик Ф.
Шлегель говорил, что и "обращение к античности порождено бегством от удру-
чающих обстоятельств века" 2.
Благодаря всепроникающему романти-ческому началу художественного творчест-
ва, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие
художники были подлинными романтика-ми Классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен,
К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были
Ремб-рандт и апологет академического класси-цизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому
существует да-же такой термин "романтический класси-
Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1953-1959.
т. 7, с. 145-146.
Шлегель Ф. О значении изучения греков и римлян.- В кн.; Литературные
манифесты запад-ноевропейских романтиков. М.: Изд. МГУ 1980 с. 47.
цизм". Романтизм и Классицизм все время "шли рядом" и только во Франции g
начале XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-
истори-ческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное
художественное на-правление конца XVIII - начала XIX вв.. сторонники
которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчест-во
Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм
как художественное направление оформил-ся впервые в английской живописи еще
в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного
стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторст-во живописной техники Т.
Гейнсборо поло-жило начало течению "питтореск", или "пикчуреск" (англ.
picturesque - живопис-ный). Этим термином обозначали живо-пись романистов
К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У.
Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в пар-ковом
искусстве,- типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному,
стихийному ощущению красоты в приро-де. Вслед за Англией Романтизм получил
распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую
ок-раску. Великий немецкий поэт Гете выра-зил противостояние Классицизма и
Роман-тизма следующим образом: "Античное - идеализированное реальное, со
вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;
романтическое - невероятное, невозмож-ное, которому лишь фантазия придает
ви-димость действительного..." 3. Немецкие романтики, прежде всего Ф.
Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о вечном
стремлении души к "Бесконечности, превосходящей лю-бую форму", которое они
также называли "бесконечным желанием души". Под фор-мой имелась в виду
художественная форма ;
Классицизма. Отсюда особый интерес не-мецкого Романтизма к национальному
средневековью и традициям готического искусства, а также фольклору кельтов,
скандинавов. "Поэмы Оссиана" Дж. Мак-ферсона (1760-1773) явились в этом
смыс-ле "сигналом" к всеобщему увлечению Ро-мантизмом. Молодые немецкие
романтики,
Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.
до выражению Г. фон Клейста, "рвались сдернуть венок с чела Гёте". Программ-
ным органом немецких романтиков был -Журнал "Атенеум" (Athenaum) под редак-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26