ского Чайлд-Гарольда, «нового Гамлета». Восхищение «общественным человеком»
сменилось эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным
принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность
художественного мышления. Отсюда чрезвычайный интерес к христианству з его
средневековой редакции.
«Новое, современное» искусство романтики начала XIX в. стали называть
христианским, противопоставляя его Классицизму XVIII в., ориентированному
на языческую древность, поскольку в христи-
MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.
анской культуре «все ориентировано на внутреннего человека».
Христианское и романтическое стали синонимами. Пафосом обращения к
«человеческой душе» проникнуто программное произведение эстетики романтизма
«Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).
Романтизм как художественное направление начала XIX в. часто настолько
противопоставляют Классицизму, что вся история искусства делится на
искусство классическое и романтическое, антично-языческое и христианское,
рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, особенно, Ампира
характерен космополитизм, то для Романтизма — национализм. Отсюда
ретроспективность мышления романтиков, ищущих свои собственные,
национальные источники творчества. «Когда миновали наполеоновские годы, в
душе человека зашевелилось вновь то религиозное чувство, которое, казалось,
в корне было вырвано в дни революции. Оно проснулось с такой силой, какой
Европа не видала со времен средних веков, и отразилось на всех сторонах
тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чувством, и настала
эпоха романтизма... сердце давно уже тосковало по молитве, и грозный
двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В начале
XIX в. возрождалось храмовое строительство и религиозная живопись в
национально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить
наполеоновский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы
Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема и
сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы стали
изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и Орвьето. В.
1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализировавших христианское
средневековое искусство. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность
переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной
человеческой личности и полную свободу художественного творчества от
сковывающих его норм Классицизма и академизма. Своеобразным было и
отношение романтиков, прежде всего немецких, к античности. Их больше
интересовала не подлинная культура Греции и Италии, а ими самими
вымышленная. «Никто из немец-щх эллинофилов никогда не был в Греции,
некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к которой
они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец походила на
религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне
греческого дандшафта — граница между исторически достоверной Грецией и
элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображения... гигантской» (см.
прусский эллинизм).
Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только себя
и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в настоящий, а не
вымышленный ими Рим, художники «сумрачного немецкого гения» часто не
находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать
его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что
«романтический гений изначально заключает в себе всю Вселенную... все
приводит к себе самому». Так, главным эстетическим критерием искусства
стала не объективность канонов античной красоты, а ее субъективное,
экзальтированное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых
удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он «как никто
другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отделяющую ее от
человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину —
замкнутой в себе, безучастной, с улыбкой, которая ускользает от вас»2.
Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и
дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.
ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического
художественного мышления и значительное расширение, по сравнению с
Классицизмом, доктрины «подражания древним» как в историческом, так и в
географическом смысле. »
Почему В. Шекспир, желая изобразить «значительное в настоящем»,
переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в
Данию, Италию? Точно так же немецкие романтики, дабы избегнуть «близости
места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились в
Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных руин в
картинах художников-романтиков, символизирующих бесконечное течение
времени. Иррациональное единство пространства-времени — одно из основных
положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой:
даль времен.
Романтизм живописен. Живописец-романтик Э. Делакруа заметил, что
«Великий Пуссен, художник-философ... придавал идее несколько большее
значение, чем того требует живопись... впадал в некоторую нарочитость...
Недаром подобными картинами восхищаются литераторы»3. У романтиков,
напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее выражения.
Еще в картинах романистов античные руины исторически «углубляли»
пространство пейзажа, но они были также порождены стремлением к большей
живописности, которая, как известно, предполагает выражение связи предмета
с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени. А «движение
времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые мхом, несущие
на себе следы истории. Вот почему руины всегда живописны. Более того, в
романтических парках XVIII в. специально строились «искусственные
развалины», павильоны-руины, зримо выражающие идею течения времени.
Английский философ Д. Юм утверждал, что «готические руины» представляют
собой «победу времени над силой», а греческие — «варварства над вкусом».
Именно в конце XVIII — начале XIX в. стало модным наводить искусственную
«патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй — отбивать
руки, «под антики». Романтическое переживание истории, исторического
времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего живого,
безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего.
В этой особенной грусти — эмоциональная окраска Романтизма. Часто
говорят, что XIX в. открыл новую «пространствен-ность времени». Не случайно
именно в эпоху романтизма XIX в. в живописи начинает преобладать
горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план.
Вместе с тем Романтизм не есть ретро-спективизм. Красота античных руин
— красота не прошлого, а настоящего, ведь в Древнем Риме руин не было.
Романтика это эстетизация прошлого в настоящем, художественное осмысление
истории в ее актуальности.
Романтизм — искусство более противоречивое, чем Классицизм. С одной
стороны, он демонстрирует ностальгию по давно ушедшим временам, его
характерной чертой является мемориальность — памятники прошлому, забытым
или умершим друзьям, эстетизация всего грустного и печального. С другой
стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль утверждал,
что Ж. Расин был романтиком, когда, пользуясь классическими сюжетами,
показывал современные чувства и страсти. Но по прошествии некоторого
времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком.
Классицизм совершенно закономерно возник раньше Романтизма. Желание
как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму, как это было в
античной Греции,— в- какой-то мере детство человечества, первый необходимый
этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение —
осознание условности всякого порядка, гармонии как конечности времени и
пространства, абсолютизация движения, динамики мысли и чувства.
Романтическое чувство всегда, рано или поздно просыпается в человеческой
душе и, как правило, внезапно и в «зрелом возрасте». Оно отсутствует у
детей и людей наивной, архаической культуры. Романтизм есть высшее
проявление духовности и предполагает чрезвычайно сложную, многозначную и
динамичную картину мира, которая не может быть выражена в какой-то одной
форме, одном стиле. Именно поэтому с Романтизмом как художественным
направлением связано множество течений и стилей. Отсюда и явная
преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма и
Ампира расширяя и углубляя эти художественные стили, одновременно он
оттеснял наиболее ортодоксальные их проявления в сферу академического
искусства.
Таким образом, все проявления роман. тического художественного
мышления характеризует динамизм — мир предетавдя. ется в непрерывном
движении. Многие историки искусства склонны считать ро. мантической
огромную эпоху от сенти- ] ментализма конца XVIII в. и Бидермайера I начала
XIX столетия до Модерна и сим- волизма начала XX в. Классицизм эпохи
Просвещения, сентиментализм и романизм французских живописцев иногда
определя- ют как преромантизм.
Несмотря на общность хронологических рамок романтического движения
нача- i ла XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26