портрета вообще, было чуждо античной классике. Исключение составляет лишь
искусство эл-линистической и римской эпох. Античных богов или героев, лица
которых менее всего индивидуальны и удивительно похо-жи одно на другое, мы
различаем только по их типичным позам и атрибутам. Веро-ятно, по этой
причине даже сильно повре-жденные фрагменты греческой скульпту-ры, с
утраченными головами и руками,- "антики" - сохраняют свою красоту и
гармонию. И трудно не поймать себя на мысли о том, что им не нужны руки и
головы, с ними, быть может, они выгляде-ли бы даже хуже. Идеальное
содержание греческого искусства лучше всего выража-лось не в портрете, а в
пластике обнажен-ного тела и движении драпировок.
Весьма примечательно, что в лучших статуях античности головы - совсем не
самые главные части фигур, они трактова-ны точно так же, как, скажем, рука,
бед-ро, стопа. Это застывшие маски, которые вследствие своего отвлеченного
геометри-ческого характера не только не несут ха-рактерных этнических или
психологичес-ких черт, но даже не имеют явных призна-ков пола. Это
приводило к различным курьезам. Великий знаток античного ис-кусства
Винкельманн посчитал мюнхенскую статую Аполлона с кифарой изображением
музы, а римская копия головы Афины Фидия долгое время называлась "головой
полководца". Знаменитая "Голова Перик-ла" работы Кресилая не является
портре-том, и по ней нельзя сказать, как выгля-дел в жизни этот человек. Не
случайно она считается гермой и снабжена поясня-ющей надписью.
Идеализация, симметрия, статичность стали как раз теми качества-ми, которые
были канонизированы впос-ледствии академизмом и превратили ис-кусство
греческой классики в эталон пре-красного для последующих поколений.
Греция, прежде всего в искусстве архи-тектуры и скульптуры, заложила основы
будущей европейской культуры рациональ-
Герма (греч. henna - стояб) - первоначально путевой столб, увенчанный
скульптурной головой Бога - покровителя путешественников, откуда и
происходит его имя - Гермес.
мсти и, в частности, рационального ху-дожественного мышления, ставшего в
свою очередь основой Классицизма в искусстве. В этом состоит главная
причина того, что европейский Классицизм XVI, XVII, XVIII и XIX вв. всегда
опирался на античное искусство не в силу простого подражания " некоему
произвольно выбранному идеалу, а по причине рациональности и конструк-
тивности художественного мышления. Си-ла этой традиции была настолько
велика, что даже другие направления, течения и стили, такие как Барокко,
Романтизм. Би-дермайер, конструктивизм, так или иначе были связаны с этими
принципами.
Существенной является также связь ху-дожественного стиля античного
искусства с культурой стран Ближнего Востока, от-куда оно вышло и в
постоянных отноше-ниях с которым развивалось. С азиатски-ми культурами его
сближает полихромия в архитектуре и первоначальной раскраске мраморных
статуй, любовь к драгоценным материалам, в том числе инкрустация брон-зовых
скульптур - глаз, губ, волос - стеклом, драгоценными камнями, красной медью
и золотом, искусство торевтики, в особенности обработки золота, "ковровый"
стиль росписи керамики. Примечательно, что в позднейшее время классицисты и
академисты "были больше греками, чем сами греки", игнорируя в античной клас-
сике именно эти восточные черты. Азиат-ской была страсть греков к созданию
ко-лоссальных статуй из золота и слоновой кости. Мы знаем, что на Акрополе
стояла бронзовая позолоченная статуя Афины ок. 17 метров высотой работы
скульптора Фи-дия, который также изготавливал хрисоэ-лефантинные статуи до
12 метров. Эта тенденция еще более усилилась в период эллинизма. Знаменитый
родосский колосс (285 г. до н. э.) имел 37 метров в высоту, а фигура
Гелиоса, установленная в Риме рядом с Колизеем,- 39 метров.
В позднем античном искусстве усилива-ются натуралистические тенденции, что
по-степенно сводит на нет особенности класси-ческого стиля. Английский
историк Е. Доддс в книге "Греки и иррациональное" ("The Greeks and the
irrational", 1951) выдвинул гипотезу о том, что именно рационализм и логика
в конце концов погубили греческую
* Статуи, выполненные из золота и слоновой кости (от греч. chrysos - золото
и elephant - слон).
Римская архитектурна" "чейка. Схема. Фрагмент аркады театра Марцелла в
Риме. 1 в. до н.э.
культуру и подготовили почву для расцвета христианского мистицизма.
Несколько иной характер имело искус-ство Древнего Рима, прежде всего архите-
ктура. Существует упрощенный взгляд, что римляне в области искусства все
переняли у греков и не создали ничего своего. Действительно, они с
легкостью и мудрой практичностью заимствовали культурные достижения
завоеванных стран. Но на са-мом деле "римляне имели, как писал О. Шуази,
особенно во времена республи-ки, вполне самобытную и великую архите-ктуру.
Она отличалась присущим ей одной отпечатком величия или, по выражению
Витрувия, "значительностью", влияние ко-торой испытали на себе даже
афиняне, когда они вызвали из Рима архитектора для постройки храма в честь
Зевса Олим-пийского... Римская архитектура представ-ляет собой смешанное
искусство... Эле-менты декоративного искусства римлян двоякого
происхождения: они связаны как
с Этрурией, так и с Грецией... Этрурия дала римлянам арку, Греция -
ордера... Еще задолго до взятия Коринфа в Риме зародилось действительно
римское искус-ство, резко отличавшееся своими мужест-венными формами от
современного ему греческого, и это искусство не исчезло... Миф о внезапном
покорении Рима гречес-ким искусством напоминает иллюзии фран-цузских
архитекторов эпохи Ренессанса, считавших себя итальянцами из-за своей
страсти к итальянскому искусству..." . Ар-хитектура Рима принципиально
отлична от греческой. Если греки не разделяли конструкцию и декор,
вытесывая то и другое из цельных мраморных блоков, то римляне, напротив,
возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи скоб навешивали
мраморную облицовку, приставляли колонны и профили. Извест-ные слова
Светония о том, что император Август "принял Рим кирпичным, а оставил
мраморным", вероятно, следует понимать именно в этом смысле (см.
августовский классицизм). Римский архитектурный ме-тод, безусловно, ускорял
строительные ра-боты и был неизбежным при выбранной технологии, но и
способствовал скорому вырождению архитектуры как искусства. Тем не менее,
именно метод декоративной обработки фасадов получил развитие в искусстве
Классицизма последующих эпох и, в частности, в зодчестве Итальянского
Возрождения. По сравнению с греками римляне еще более усилили декоративную
сторону ордеров, подняв их на пьедестал и отдав предпочтение наиболее
пышному из них - коринфскому.
Римляне ввели в строительный обиход аркаду, состоящую из "римских ячеек",-
комбинацию этрусской арки и греческой колонны, которая использовалась лишь
как украшение. Она не поддерживала арочное перекрытие, а просто
приставлялась к сте-не по сторонам арки, отчего часто пре-вращалась в
декоративную полуколонну или пилястру. К традиционным греческим ордерам
римляне добавили еще один, тос-канский - соединение дорического и эт-
русского. А к типам капители - сочета-ние ионических волют с коринфским
акан-том и декоративной скульптурой - так называемую композитную капитель,
как
.хит", ,?35, """ктуры. М.: Изд.
будто пышность и декоративность коринф-ской казалась им недостаточной.
Несоот-ветствие, художественная неорганичность и двойственность конструкции
и декора-ции древнеримской архитектуры стала осо-бенно заметной по
прошествии веков. Да-же такой апологет античности, как Гёте иронизировал
над "мраморными галерея-ми, которые никуда не ведут" и колонна-ми
"прикованными к стенам", ведь колон-на должна стоять свободно! 2. Спустя
сто-летие Д. Мережковский писал в своих путевых заметках о том, что
развалины римских зданий из-за того, что они были сложены из кирпича, без
облицовки про-изводят впечатление "огромных, мрачных остовов" 3. Но если в
архитектуру римляне внесли все же много нового, своего, то их вклад в
скульптуру менее позитивен и отражает лишь кризис художественного стиля
(см. римская скульптура, рельефы, саркофаги).
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от
лат. romanum - римский) - обобщаю-щее название различных памятников-: вто-
рого после раннехристианского периода развития искусства
западноевропейского средневековья (см. средневековое искусст-во). Термин
"романский", по-французски .. .oo"""o1". яоявился в начале XIX в., ко-гда
историки и художники-романтики, от-крыв для себя искусство раннего средневе-
ковья заметили, что архитектура этой эпо-хи внешне напоминает
древнеримскую. Романская эпоха - время возникновения общеевропейского
архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной
Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за
непрерывных войн и переселения на-родов происходило позднее, чем на Восто-
ке, в Византии, но протекало более дина-мично. Главная особенность
романской эпохи - открытость внешним влияниям. "Византия обратила античное
искусство в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее
силы. Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние
века стали классиче-ским периодом их искусства... Испания и галлия были
колонизованы еще в гречес-кую эпоху, вся область Рейна со времени Цезаря
была, быть может, главным цент-ром римского провинциального искусства, даже
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26