Художественные стилевые направления в искусстве

портрета вообще, было чуждо античной классике. Исключение составляет лишь

искусство эл-линистической и римской эпох. Античных богов или героев, лица

которых менее всего индивидуальны и удивительно похо-жи одно на другое, мы

различаем только по их типичным позам и атрибутам. Веро-ятно, по этой

причине даже сильно повре-жденные фрагменты греческой скульпту-ры, с

утраченными головами и руками,- "антики" - сохраняют свою красоту и

гармонию. И трудно не поймать себя на мысли о том, что им не нужны руки и

головы, с ними, быть может, они выгляде-ли бы даже хуже. Идеальное

содержание греческого искусства лучше всего выража-лось не в портрете, а в

пластике обнажен-ного тела и движении драпировок.

Весьма примечательно, что в лучших статуях античности головы - совсем не

самые главные части фигур, они трактова-ны точно так же, как, скажем, рука,

бед-ро, стопа. Это застывшие маски, которые вследствие своего отвлеченного

геометри-ческого характера не только не несут ха-рактерных этнических или

психологичес-ких черт, но даже не имеют явных призна-ков пола. Это

приводило к различным курьезам. Великий знаток античного ис-кусства

Винкельманн посчитал мюнхенскую статую Аполлона с кифарой изображением

музы, а римская копия головы Афины Фидия долгое время называлась "головой

полководца". Знаменитая "Голова Перик-ла" работы Кресилая не является

портре-том, и по ней нельзя сказать, как выгля-дел в жизни этот человек. Не

случайно она считается гермой и снабжена поясня-ющей надписью.

Идеализация, симметрия, статичность стали как раз теми качества-ми, которые

были канонизированы впос-ледствии академизмом и превратили ис-кусство

греческой классики в эталон пре-красного для последующих поколений.

Греция, прежде всего в искусстве архи-тектуры и скульптуры, заложила основы

будущей европейской культуры рациональ-

Герма (греч. henna - стояб) - первоначально путевой столб, увенчанный

скульптурной головой Бога - покровителя путешественников, откуда и

происходит его имя - Гермес.

мсти и, в частности, рационального ху-дожественного мышления, ставшего в

свою очередь основой Классицизма в искусстве. В этом состоит главная

причина того, что европейский Классицизм XVI, XVII, XVIII и XIX вв. всегда

опирался на античное искусство не в силу простого подражания " некоему

произвольно выбранному идеалу, а по причине рациональности и конструк-

тивности художественного мышления. Си-ла этой традиции была настолько

велика, что даже другие направления, течения и стили, такие как Барокко,

Романтизм. Би-дермайер, конструктивизм, так или иначе были связаны с этими

принципами.

Существенной является также связь ху-дожественного стиля античного

искусства с культурой стран Ближнего Востока, от-куда оно вышло и в

постоянных отноше-ниях с которым развивалось. С азиатски-ми культурами его

сближает полихромия в архитектуре и первоначальной раскраске мраморных

статуй, любовь к драгоценным материалам, в том числе инкрустация брон-зовых

скульптур - глаз, губ, волос - стеклом, драгоценными камнями, красной медью

и золотом, искусство торевтики, в особенности обработки золота, "ковровый"

стиль росписи керамики. Примечательно, что в позднейшее время классицисты и

академисты "были больше греками, чем сами греки", игнорируя в античной клас-

сике именно эти восточные черты. Азиат-ской была страсть греков к созданию

ко-лоссальных статуй из золота и слоновой кости. Мы знаем, что на Акрополе

стояла бронзовая позолоченная статуя Афины ок. 17 метров высотой работы

скульптора Фи-дия, который также изготавливал хрисоэ-лефантинные статуи до

12 метров. Эта тенденция еще более усилилась в период эллинизма. Знаменитый

родосский колосс (285 г. до н. э.) имел 37 метров в высоту, а фигура

Гелиоса, установленная в Риме рядом с Колизеем,- 39 метров.

В позднем античном искусстве усилива-ются натуралистические тенденции, что

по-степенно сводит на нет особенности класси-ческого стиля. Английский

историк Е. Доддс в книге "Греки и иррациональное" ("The Greeks and the

irrational", 1951) выдвинул гипотезу о том, что именно рационализм и логика

в конце концов погубили греческую

* Статуи, выполненные из золота и слоновой кости (от греч. chrysos - золото

и elephant - слон).

Римская архитектурна" "чейка. Схема. Фрагмент аркады театра Марцелла в

Риме. 1 в. до н.э.

культуру и подготовили почву для расцвета христианского мистицизма.

Несколько иной характер имело искус-ство Древнего Рима, прежде всего архите-

ктура. Существует упрощенный взгляд, что римляне в области искусства все

переняли у греков и не создали ничего своего. Действительно, они с

легкостью и мудрой практичностью заимствовали культурные достижения

завоеванных стран. Но на са-мом деле "римляне имели, как писал О. Шуази,

особенно во времена республи-ки, вполне самобытную и великую архите-ктуру.

Она отличалась присущим ей одной отпечатком величия или, по выражению

Витрувия, "значительностью", влияние ко-торой испытали на себе даже

афиняне, когда они вызвали из Рима архитектора для постройки храма в честь

Зевса Олим-пийского... Римская архитектура представ-ляет собой смешанное

искусство... Эле-менты декоративного искусства римлян двоякого

происхождения: они связаны как

с Этрурией, так и с Грецией... Этрурия дала римлянам арку, Греция -

ордера... Еще задолго до взятия Коринфа в Риме зародилось действительно

римское искус-ство, резко отличавшееся своими мужест-венными формами от

современного ему греческого, и это искусство не исчезло... Миф о внезапном

покорении Рима гречес-ким искусством напоминает иллюзии фран-цузских

архитекторов эпохи Ренессанса, считавших себя итальянцами из-за своей

страсти к итальянскому искусству..." . Ар-хитектура Рима принципиально

отлична от греческой. Если греки не разделяли конструкцию и декор,

вытесывая то и другое из цельных мраморных блоков, то римляне, напротив,

возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи скоб навешивали

мраморную облицовку, приставляли колонны и профили. Извест-ные слова

Светония о том, что император Август "принял Рим кирпичным, а оставил

мраморным", вероятно, следует понимать именно в этом смысле (см.

августовский классицизм). Римский архитектурный ме-тод, безусловно, ускорял

строительные ра-боты и был неизбежным при выбранной технологии, но и

способствовал скорому вырождению архитектуры как искусства. Тем не менее,

именно метод декоративной обработки фасадов получил развитие в искусстве

Классицизма последующих эпох и, в частности, в зодчестве Итальянского

Возрождения. По сравнению с греками римляне еще более усилили декоративную

сторону ордеров, подняв их на пьедестал и отдав предпочтение наиболее

пышному из них - коринфскому.

Римляне ввели в строительный обиход аркаду, состоящую из "римских ячеек",-

комбинацию этрусской арки и греческой колонны, которая использовалась лишь

как украшение. Она не поддерживала арочное перекрытие, а просто

приставлялась к сте-не по сторонам арки, отчего часто пре-вращалась в

декоративную полуколонну или пилястру. К традиционным греческим ордерам

римляне добавили еще один, тос-канский - соединение дорического и эт-

русского. А к типам капители - сочета-ние ионических волют с коринфским

акан-том и декоративной скульптурой - так называемую композитную капитель,

как

.хит", ,?35, """ктуры. М.: Изд.

будто пышность и декоративность коринф-ской казалась им недостаточной.

Несоот-ветствие, художественная неорганичность и двойственность конструкции

и декора-ции древнеримской архитектуры стала осо-бенно заметной по

прошествии веков. Да-же такой апологет античности, как Гёте иронизировал

над "мраморными галерея-ми, которые никуда не ведут" и колонна-ми

"прикованными к стенам", ведь колон-на должна стоять свободно! 2. Спустя

сто-летие Д. Мережковский писал в своих путевых заметках о том, что

развалины римских зданий из-за того, что они были сложены из кирпича, без

облицовки про-изводят впечатление "огромных, мрачных остовов" 3. Но если в

архитектуру римляне внесли все же много нового, своего, то их вклад в

скульптуру менее позитивен и отражает лишь кризис художественного стиля

(см. римская скульптура, рельефы, саркофаги).

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от

лат. romanum - римский) - обобщаю-щее название различных памятников-: вто-

рого после раннехристианского периода развития искусства

западноевропейского средневековья (см. средневековое искусст-во). Термин

"романский", по-французски .. .oo"""o1". яоявился в начале XIX в., ко-гда

историки и художники-романтики, от-крыв для себя искусство раннего средневе-

ковья заметили, что архитектура этой эпо-хи внешне напоминает

древнеримскую. Романская эпоха - время возникновения общеевропейского

архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной

Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за

непрерывных войн и переселения на-родов происходило позднее, чем на Восто-

ке, в Византии, но протекало более дина-мично. Главная особенность

романской эпохи - открытость внешним влияниям. "Византия обратила античное

искусство в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее

силы. Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние

века стали классиче-ским периодом их искусства... Испания и галлия были

колонизованы еще в гречес-кую эпоху, вся область Рейна со времени Цезаря

была, быть может, главным цент-ром римского провинциального искусства, даже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать