галереи, залы, кабинеты — это окаменелые сонаты, менуэты, мадригалы,
прелюдии; это камерная музыка из гипса, мрамора, слоновой кости и
благородного дерева, кантилены из волют и картушей, каденции внешних
лестниц и коньков... «allegro fuggitivo» для маленького оркестра»2.
Проблемы архитектуры в искусстве Рококо сужаются до задач оформления
интерьера. Модным словом в культуре Рококо становится «bagatelle»
(франц. безделица, пустяк, безделушка). Мелкие фарфоровые статуэтки,
шкатулки, вазы, расставляются везде, где только можно: на каминных полках,
столиках, специальных подставках-консолях, в шкафах-горках, вытесняющих
тяжелые комоды. Усиливается мода на все экзотическое, необычное, главным
образом на восточное, китайское искусство. Наряду с китайским фарфором,
ввозимым в Европу еще в XVII в., становятся популярными лаковые панно,
украшающие стены или искусно вмонтированные в европейскую мебель, картины,
шелковые ткани с изображениями сцен из китайской жизни, пагодами, китайцами
и китаянками, пальмами, зонтиками и попугаями. Такое псевдокитайское
искусство получило название шинуазери (франц. chinoiserie — китайщи-на от
China — Китай), а изображения обезьянок и других экзотических животных —
сенжери (франц. singerie — обезьянничанье от singe — обезьяна). Иногда
целые интерьеры оформляются в экзотическом китайском вкусе, как, например,
в потсдамском Санс-Суси или ораниенбаумском Китайском дворце под
Петербургом. В орнаментальных композициях китайские мотивы могут сочетаться
с ренессансными гротесками, особое распространение полу-
«Бодро, радостно текущий» (итал.). Шпенглер О. Закат Европы.
Новосибирск: Наука. 1993, т. 1, с. 372.
Кювнлье ф. фантаэш. Гравюра. Ок. 1730
чает мотив «атрибутов» — композиций из Музыкальных инструментов,
предметов охоты или сельского труда. Орнаментальный декор своей
деструктивностью и асимметричностью скрывает конструктивные членения
архитектуры и мебели.
Если в эпоху Барокко сферы деятельности архитектора, скульптора,
живописца и рисовальщика-орнаменталиста были разобщены, то в искусстве
рококо они вновь соединились. Но главным художником стал теперь не зодчий,
а рисовалыцик-орнамен-. талист, декоратор с бригадой помощников-
исполнителей. Таким образом, представление об интерьере как о целостном
Художественном ансамбле получило наиболее полное выражение именно в эпоху
Рококо. французские художники стиля Ро-Коко с одинаковой тщательностью
прорисовывали лепной декор стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров,
рисунки тканей,
формы дверных ручек.
Большую роль в распространении стиля Рококо сыграла орнаментальная
гравюра. Жанр орнаментального гротеска, осно-
Мейссонье Ж.-О. Гравюра. 1734 воположником которого во Франции еще в
XVI столетии был Ж.-А. Дюсерсо развивался в творчестве художников-орнамента-
листов эпохи Людовика XIV Ж. Лепотра и Ж. Берена, нашел свое естественное
продолжение в период Регентства у К. Одра-па, А. Ватто, а наивысший взлет —
в безудержных рокайльных фантазиях Н. Пи-но, Ж.-О. Меиссонье, Д. Маро и Ф.
Кюви-лъе. Орнаментальные композиции этих художников использовали в совсем
творчестве мебельщики, резчики, лепщики, бронзовщики и ювелиры. В жанре
«шину-азери» особенно известен Ж. Пиллеман, в мебели — семья потомственных
мастеров Каффиери, в ювелирном искусстве — семья Жермен. Среди мебельщиков
также — М. Карлен, П. Мижон, Э. Мишар. Братья Мартен прославились
изобретением лаков, во всем похожих на китайские.
В сравнении с более спокойными линиями стиля Регентства, первую стадию
развития Рококо 1730-1735 гг., главным образом в рисунках орнаменталистов
Пино и Мейссонье, отличавшихся крайней свободой, асимметрией,
живописностью, во Франции называли «genre pittoresque»
(«живописная, живая манера»).
В одном ряду с эротическими сюжетами живописи Рококо можно поставить и
многие произведения декоративно-прикладного искусства. К сожалению, они
почти не дошли до нашего времени и известны лишь по литературным описаниям.
К примеру, пересказанная братьями Гонкурами легенда об истории создания
«чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале,
форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии
Антуанетты». О многочисленных безделушках-багателях подобного рода говорить
не приходится.
Эстетизация эротики коснулась и знамени--ух нежных красок искусства
Рококо. В вЯДУ популярных в то время названий ддмыми безобидными кажутся
«цвет живо-»д только что постригшейся монахини», щвет бедра испуганной
нимфы» или особого рода красный цвет «a la Fillelte» франц. «как у
девочки»)... Эти и еще
Jee откровенные названия совсем не ка-ись тогда смешными или
постыдными. Эротика совмещалась с тягой к экзотика и стилизациями «под
Восток». Подобные стилизации служили главным образом средством «освежения
чувств», преодоления пресыщенности, усталости от эротического напряжения.
Интересна в этом отношении связь художественного стиля Роко-(0: с
Романтизмом раннего этапа эпохи Просвещения. Первоначально различные
тенденции мирно уживались вместе. Еще в Период Регентства, в 1704г., А.
Галлан начал публиковать свой французский перевод сказок «Тысячи и одной
ночи». Вслед за тем мода на все восточное буквально захлестнула Париж. Это
открыло дуть идеям Просвещения в завуалированных формах аллегорий,
иносказаний, стилизаций. В 1721г. появились «Персидские Письма» Ш.-Л.
Монтескье, в 1748г.— «Нескромные сокровища» Д. Дидро. Изображение Востока в
этих произведениях было художественным приемом, позволявшим острее
почувствовать слабые стороны аристократической европейской культуры, и
одновременно поводом для эстетизации откровенной эротики. Ведь в
представлении европейца Восток — край утонченной неги и изысканных
наслаждений. Духовная опустошенность, эмоциональная усталость ма закате
эпохи Рококо, явившаяся естественным следствием крайнего напряжения
.Чувственности, породила сентиментализм, Который как бы по инерции перешел
в Следующую эпоху Просвещения, с точки зрения идеологии совершенно
противоположную Рококо. Ведь не случайно даже в .России, на краю Европы, А.
Пушкин, великий классик и романтик одновременно, так страстно увлекался Э.
Парни — литературным воплощением французского Ро-Коко — и так ловко ему
подражал в Молодые годы. Огромную популярность Имели переводы романов
Ретнфа де ла Бретона и Ш. де Лакло.
Но позднее игра в Рококо была отброшена, и французские просветители, а
вслед за ними критики и литераторы «просвещенного» XIX в. подвергали
эстетику Рококо ужасающей критике и всячески над ней насмехались. Г. Гейне
назвал это время годами «больного поколения», которое существовало «в
веселом гдехов-ном блеске и цветущем тлении». Путцкин в «Арапе Петра
Великого» писал, что в период Регентства «нравственность гибла», а
«государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей» .
Характерна и эволюция самого стиля Рококо от искренней чувствительности и
тонкой поэзии картин Ватто к искусственной, наигранной чувственности Буше и
Ж.-М. Наттье и, наконец, к сентиментализму «скрытой развращенности невинных
девушек» Ж.-Б. Греза. Итогом этой эволюции стала внутренняя холодность,
отсутствие искренности, усталость и медленное умирание стиля, что и
подготовило смену Рококо Неоклассицизмом второй половины XVIII в.
Своеобразное преломление испытал стиль Рококо за пределами Франции. В
Венеции расцвело так называемое «венецианское рококо». Роскошь
венецианского стиля соединилась с утонченностью культуры XVIII столетия в
живописи С. Риччи и Дж.-Б. Тьеполо. Их нежные желто-голубые краски звучали
в пейзажах Каналетто и Гварди. Однако венецианское сеттеченто (от итал.
settecento — семисотые годы) представляло, скорее, не Рококо, а соединение
элементов Барокко, которое продолжало господствовать в Италии, с
особенностями венецианской школы живописи и лишь своей пластической
культурой, тонкостью формы ассоциировалось с французским Рококо. В Германии
стиль Рококо нашел наиболее полное выражение в искусстве майссенского
фарфора, в творчестве дрезденских художников (см. саксонское искусство) и в
так называемом фридерианском рококо. Фарфор как материал с его белоснежной
поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных
художественных открытий эпохи Рококо. Он был просто создан для этого стиля.
Во Франции большой популярностью пользовались изделия севрского фарфора, а
также оригинальная орнаментика руанских фаянсов.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М.;Л.: Изд. АН СССР, 19SO-
195!, т. 6, с. 10.
КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (нем. Klassizismus от лат.
classicus — см. классика, классическое искусство). В отличие от классики,
классицизм — не качественное, а функциональное понятие, оно выражает
определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном
стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного
образа, т. е. на рационально-идеализирующем архетипе мышления. Подобный
идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной
классики. Поэтому в большинстве случаев преобладание на определенном этапе
развития классицистического мышления означает ориентацию на формы античного
искусства. По словам П. Муратова, «способность возрождаться вообще
свойственна античному миру», что не раз повторялось в истории 2. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26