Художественные стилевые направления в искусстве

галереи, залы, кабинеты — это окаменелые сонаты, менуэты, мадригалы,

прелюдии; это камерная музыка из гипса, мрамора, слоновой кости и

благородного дерева, кантилены из волют и картушей, каденции внешних

лестниц и коньков... «allegro fuggitivo» для маленького оркестра»2.

Проблемы архитектуры в искусстве Рококо сужаются до задач оформления

интерьера. Модным словом в культуре Рококо становится «bagatelle»

(франц. безделица, пустяк, безделушка). Мелкие фарфоровые статуэтки,

шкатулки, вазы, расставляются везде, где только можно: на каминных полках,

столиках, специальных подставках-консолях, в шкафах-горках, вытесняющих

тяжелые комоды. Усиливается мода на все экзотическое, необычное, главным

образом на восточное, китайское искусство. Наряду с китайским фарфором,

ввозимым в Европу еще в XVII в., становятся популярными лаковые панно,

украшающие стены или искусно вмонтированные в европейскую мебель, картины,

шелковые ткани с изображениями сцен из китайской жизни, пагодами, китайцами

и китаянками, пальмами, зонтиками и попугаями. Такое псевдокитайское

искусство получило название шинуазери (франц. chinoiserie — китайщи-на от

China — Китай), а изображения обезьянок и других экзотических животных —

сенжери (франц. singerie — обезьянничанье от singe — обезьяна). Иногда

целые интерьеры оформляются в экзотическом китайском вкусе, как, например,

в потсдамском Санс-Суси или ораниенбаумском Китайском дворце под

Петербургом. В орнаментальных композициях китайские мотивы могут сочетаться

с ренессансными гротесками, особое распространение полу-

«Бодро, радостно текущий» (итал.). Шпенглер О. Закат Европы.

Новосибирск: Наука. 1993, т. 1, с. 372.

Кювнлье ф. фантаэш. Гравюра. Ок. 1730

чает мотив «атрибутов» — композиций из Музыкальных инструментов,

предметов охоты или сельского труда. Орнаментальный декор своей

деструктивностью и асимметричностью скрывает конструктивные членения

архитектуры и мебели.

Если в эпоху Барокко сферы деятельности архитектора, скульптора,

живописца и рисовальщика-орнаменталиста были разобщены, то в искусстве

рококо они вновь соединились. Но главным художником стал теперь не зодчий,

а рисовалыцик-орнамен-. талист, декоратор с бригадой помощников-

исполнителей. Таким образом, представление об интерьере как о целостном

Художественном ансамбле получило наиболее полное выражение именно в эпоху

Рококо. французские художники стиля Ро-Коко с одинаковой тщательностью

прорисовывали лепной декор стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров,

рисунки тканей,

формы дверных ручек.

Большую роль в распространении стиля Рококо сыграла орнаментальная

гравюра. Жанр орнаментального гротеска, осно-

Мейссонье Ж.-О. Гравюра. 1734 воположником которого во Франции еще в

XVI столетии был Ж.-А. Дюсерсо развивался в творчестве художников-орнамента-

листов эпохи Людовика XIV Ж. Лепотра и Ж. Берена, нашел свое естественное

продолжение в период Регентства у К. Одра-па, А. Ватто, а наивысший взлет —

в безудержных рокайльных фантазиях Н. Пи-но, Ж.-О. Меиссонье, Д. Маро и Ф.

Кюви-лъе. Орнаментальные композиции этих художников использовали в совсем

творчестве мебельщики, резчики, лепщики, бронзовщики и ювелиры. В жанре

«шину-азери» особенно известен Ж. Пиллеман, в мебели — семья потомственных

мастеров Каффиери, в ювелирном искусстве — семья Жермен. Среди мебельщиков

также — М. Карлен, П. Мижон, Э. Мишар. Братья Мартен прославились

изобретением лаков, во всем похожих на китайские.

В сравнении с более спокойными линиями стиля Регентства, первую стадию

развития Рококо 1730-1735 гг., главным образом в рисунках орнаменталистов

Пино и Мейссонье, отличавшихся крайней свободой, асимметрией,

живописностью, во Франции называли «genre pittoresque»

(«живописная, живая манера»).

В одном ряду с эротическими сюжетами живописи Рококо можно поставить и

многие произведения декоративно-прикладного искусства. К сожалению, они

почти не дошли до нашего времени и известны лишь по литературным описаниям.

К примеру, пересказанная братьями Гонкурами легенда об истории создания

«чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале,

форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии

Антуанетты». О многочисленных безделушках-багателях подобного рода говорить

не приходится.

Эстетизация эротики коснулась и знамени--ух нежных красок искусства

Рококо. В вЯДУ популярных в то время названий ддмыми безобидными кажутся

«цвет живо-»д только что постригшейся монахини», щвет бедра испуганной

нимфы» или особого рода красный цвет «a la Fillelte» франц. «как у

девочки»)... Эти и еще

Jee откровенные названия совсем не ка-ись тогда смешными или

постыдными. Эротика совмещалась с тягой к экзотика и стилизациями «под

Восток». Подобные стилизации служили главным образом средством «освежения

чувств», преодоления пресыщенности, усталости от эротического напряжения.

Интересна в этом отношении связь художественного стиля Роко-(0: с

Романтизмом раннего этапа эпохи Просвещения. Первоначально различные

тенденции мирно уживались вместе. Еще в Период Регентства, в 1704г., А.

Галлан начал публиковать свой французский перевод сказок «Тысячи и одной

ночи». Вслед за тем мода на все восточное буквально захлестнула Париж. Это

открыло дуть идеям Просвещения в завуалированных формах аллегорий,

иносказаний, стилизаций. В 1721г. появились «Персидские Письма» Ш.-Л.

Монтескье, в 1748г.— «Нескромные сокровища» Д. Дидро. Изображение Востока в

этих произведениях было художественным приемом, позволявшим острее

почувствовать слабые стороны аристократической европейской культуры, и

одновременно поводом для эстетизации откровенной эротики. Ведь в

представлении европейца Восток — край утонченной неги и изысканных

наслаждений. Духовная опустошенность, эмоциональная усталость ма закате

эпохи Рококо, явившаяся естественным следствием крайнего напряжения

.Чувственности, породила сентиментализм, Который как бы по инерции перешел

в Следующую эпоху Просвещения, с точки зрения идеологии совершенно

противоположную Рококо. Ведь не случайно даже в .России, на краю Европы, А.

Пушкин, великий классик и романтик одновременно, так страстно увлекался Э.

Парни — литературным воплощением французского Ро-Коко — и так ловко ему

подражал в Молодые годы. Огромную популярность Имели переводы романов

Ретнфа де ла Бретона и Ш. де Лакло.

Но позднее игра в Рококо была отброшена, и французские просветители, а

вслед за ними критики и литераторы «просвещенного» XIX в. подвергали

эстетику Рококо ужасающей критике и всячески над ней насмехались. Г. Гейне

назвал это время годами «больного поколения», которое существовало «в

веселом гдехов-ном блеске и цветущем тлении». Путцкин в «Арапе Петра

Великого» писал, что в период Регентства «нравственность гибла», а

«государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей» .

Характерна и эволюция самого стиля Рококо от искренней чувствительности и

тонкой поэзии картин Ватто к искусственной, наигранной чувственности Буше и

Ж.-М. Наттье и, наконец, к сентиментализму «скрытой развращенности невинных

девушек» Ж.-Б. Греза. Итогом этой эволюции стала внутренняя холодность,

отсутствие искренности, усталость и медленное умирание стиля, что и

подготовило смену Рококо Неоклассицизмом второй половины XVIII в.

Своеобразное преломление испытал стиль Рококо за пределами Франции. В

Венеции расцвело так называемое «венецианское рококо». Роскошь

венецианского стиля соединилась с утонченностью культуры XVIII столетия в

живописи С. Риччи и Дж.-Б. Тьеполо. Их нежные желто-голубые краски звучали

в пейзажах Каналетто и Гварди. Однако венецианское сеттеченто (от итал.

settecento — семисотые годы) представляло, скорее, не Рококо, а соединение

элементов Барокко, которое продолжало господствовать в Италии, с

особенностями венецианской школы живописи и лишь своей пластической

культурой, тонкостью формы ассоциировалось с французским Рококо. В Германии

стиль Рококо нашел наиболее полное выражение в искусстве майссенского

фарфора, в творчестве дрезденских художников (см. саксонское искусство) и в

так называемом фридерианском рококо. Фарфор как материал с его белоснежной

поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных

художественных открытий эпохи Рококо. Он был просто создан для этого стиля.

Во Франции большой популярностью пользовались изделия севрского фарфора, а

также оригинальная орнаментика руанских фаянсов.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М.;Л.: Изд. АН СССР, 19SO-

195!, т. 6, с. 10.

КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (нем. Klassizismus от лат.

classicus — см. классика, классическое искусство). В отличие от классики,

классицизм — не качественное, а функциональное понятие, оно выражает

определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном

стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного

образа, т. е. на рационально-идеализирующем архетипе мышления. Подобный

идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной

классики. Поэтому в большинстве случаев преобладание на определенном этапе

развития классицистического мышления означает ориентацию на формы античного

искусства. По словам П. Муратова, «способность возрождаться вообще

свойственна античному миру», что не раз повторялось в истории 2. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать