скульптор изобразил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три
клинчатых камня, которые необходимо декорировать. В подобной скульптуре
часто самым причудливым образом смешивались библейские, языческие
фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались
росписями, которые, однако, почти не дошли до нашего времени. Исключение
составляют оригинальные по стилю и удивительные по экспрессии «каталонские
фрески». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения
апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.
Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты,
вмонтированные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры
покойного-
Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении
декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они
перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и
гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта
фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто
приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.
Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной
миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и
здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей
одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и
растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль
скрип-ториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный
мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.
Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный
стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные
азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли
его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад
или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке
общеевропейского средневекового искусства, началом которого было
раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое
искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские истоки, норманнские,
византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.
Новые импульсы получило развитие романского искусства в период
правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи
с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973).
Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,
получая образование в монастырях, где в течение столетий бережно
сохранялись традиции античной культуры.
Художественное ремесло интенсивно
развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде
свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла
изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные,
геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако
расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля.
Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике
исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни —
диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также
олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога
из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и
птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и
золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее — перегородчатой эмали.
С ;
последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г.
Лиможа, про- :
славившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские
эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование
железа и бронзы. Из ;
кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли,
замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и
полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молотков в форме
голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с
рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные
купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы
(франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких
изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название —
динаноерии. Чрезвычайно простая по конструкции деревянная мебель
декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток,
полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив
полукруглой арки типичен именно для романского искусства, только в эпоху
Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным
примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие Розы»
северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало
строительства которого относится к XII в. Широко использовались
керамические облицовочные плитки с инкрустированным цветной глиной
орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см.
мильфлёры). Орнаментика романских тканей тесно связана с восточными
влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-
1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии
в дорогие восточные ткани, византийские, сасанидские, изобразительные
мотивы которых з «зверином стиле» восходили к художественным традициям
Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора:
«геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг
грифонов.
S. В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого
стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце
XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское»,
«саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже
византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объединения,
несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской
идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов,
полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако
помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия
Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа»
книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных
побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты
мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и
«абстрактного звериного орнамента». Важно, что по-
лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно
пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в
новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если романское искусство
Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,
искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем
византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную
Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского
искусства арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика,
торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское
искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство
романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают
приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья.
Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом
искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также
штауфеновский ренессанс).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) —
одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций
художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом
стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в.
романтическим или «романическим» называли все необыкновенное,
фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,
возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.
Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство
романских народов, преимущественно средневековое, которое
противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman»
первоначально означало литературные произведения, написанные не на
классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под
романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая
Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» —
драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой
отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс
(франц. romance, ст. франц. romanz).
С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики
как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма.
Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто
возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и
потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему
туманному, несбыточному идеалу.
Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26