Художественные стилевые направления в искусстве

скульптор изобразил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три

клинчатых камня, которые необходимо декорировать. В подобной скульптуре

часто самым причудливым образом смешивались библейские, языческие

фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались

росписями, которые, однако, почти не дошли до нашего времени. Исключение

составляют оригинальные по стилю и удивительные по экспрессии «каталонские

фрески». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения

апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты,

вмонтированные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры

покойного-

Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении

декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они

перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и

гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта

фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто

приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной

миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и

здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей

одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и

растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль

скрип-ториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный

мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный

стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные

азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли

его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад

или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке

общеевропейского средневекового искусства, началом которого было

раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое

искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские истоки, норманнские,

византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.

Новые импульсы получило развитие романского искусства в период

правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи

с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,

получая образование в монастырях, где в течение столетий бережно

сохранялись традиции античной культуры.

Художественное ремесло интенсивно

развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде

свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла

изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные,

геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако

расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля.

Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике

исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни —

диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также

олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога

из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и

птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и

золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее — перегородчатой эмали.

С ;

последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г.

Лиможа, про- :

славившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские

эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование

железа и бронзы. Из ;

кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли,

замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и

полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молотков в форме

голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с

рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные

купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы

(франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких

изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название —

динаноерии. Чрезвычайно простая по конструкции деревянная мебель

декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток,

полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив

полукруглой арки типичен именно для романского искусства, только в эпоху

Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным

примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие Розы»

северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало

строительства которого относится к XII в. Широко использовались

керамические облицовочные плитки с инкрустированным цветной глиной

орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см.

мильфлёры). Орнаментика романских тканей тесно связана с восточными

влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-

1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии

в дорогие восточные ткани, византийские, сасанидские, изобразительные

мотивы которых з «зверином стиле» восходили к художественным традициям

Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора:

«геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг

грифонов.

S. В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого

стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце

XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское»,

«саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже

византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объединения,

несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской

идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов,

полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако

помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия

Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа»

книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных

побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты

мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и

«абстрактного звериного орнамента». Важно, что по-

лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно

пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в

новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если романское искусство

Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,

искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем

византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную

Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского

искусства арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика,

торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское

искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство

романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают

приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья.

Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом

искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также

штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) —

одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций

художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом

стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в.

романтическим или «романическим» называли все необыкновенное,

фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,

возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.

Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство

романских народов, преимущественно средневековое, которое

противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman»

первоначально означало литературные произведения, написанные не на

классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под

романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая

Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» —

драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой

отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс

(франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики

как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма.

Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто

возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и

потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему

туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать