цией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). oo Отсюда же романтическое увлечение
католическим Барокко. Не случайно неко-торые течения Романтизма в
архитектуре яачала XIX в. называли "рецидивами ба-рокко".
Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой ду-
ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.
Бодлер в статье "Что такое романтизм?" подчерки-вал, что Романтизм
заключается "в вос-приятии мира, а вовсе не в выборе сюже-тов", и обрести
его можно "не на сторо-не, а только в своем внутреннем мире" и поэтому
"романтизм есть искусство совре-менности". Но вместе с тем, "Романтизм -
дитя севера" склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг
классичен, "ибо его природа столь пре-красна и ясна, что человеку там
нечего больше желать... а болезненный и тревож-ный север тешит себя игрой
воображения" и поэтому "Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт,
напротив,- могу-чий идеалист", он "повествует о страдани-ях рода
человеческого" . Об этом же пи-сал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал раз-
личие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. "Они
давали жизнь, мы же - только ее проявления. Они изображали ужасное, мы
изображаем с ужасом; они - приятное, мы - прият-но" 3. Романтизм часто
противопоставля-ют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист,
заявляет: "Я хочу изо-бражать вещи такими, каковы они есть в
Действительности, независимо от моих ощу-щений, т. е. "мир без человека",
то роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их
воспринимает именно он и стремится передать свое личное виде-ние другим.
Идеи романтизма закономерно возни-кают на почве неудовлетворенности дейст-
вительностью, кризиса идеалов Классициз-
Б о д л е р Ш Об искусстве. М.: Искусство, 986, с. 65-66.
Вёльфлин Г. Искусство Италии и Гер-мании эпохи Ренессанса. Л.-М.: ОГИЗ,
1934. Эккерман И. Разговоры с Гёте. М.:
Худ. лит., 1981, с. 185.
ма и рационалистического мышления, стре-мления уйти в мир идеальных
представле-, ний, утопических мечтаний о совершенст-ве мира. Как ни в каком
другом "направ-лении искусства, художники-романтики убеждены, что их
направление - единст-венно верный путь. Главной идеей роман-тического
художественного мышления яв-ляется стремление к иррациональному, не-
познанному:
В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.
Так писал Гёте.
Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII - начала XIX вв.- время наибо-лее
действенного проявления романтичес-кого художественного мышления, лишь от-
части вызванного кризисом академическо-го Классицизма, а, в более глубоком
смысле,- результат периодического "ка-чания маятника" от одного полюса к
Дру-гому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к
мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое
искусство: раннехристи-анское, византийское, романское, готичес-кое -
типичный Романтизм! В опреде-ленном смысле романтическим является и
искусство эллинистической эпохи как зако-номерная реакция на догматизм
классици-стических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в
своей основе романтично. Вот почему все попытки ис-ториков искусства
ограничить понятие Ро-мантизма рамками одной исторической эпохи оказываются
безрезультатными.
Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, "сна и
бодрствования" породило и некоторые формальные качества, общие для всей ро-
мантической архитектуры, живописи, де-коративного и прикладного искусства,
на-пример: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение
ориенти-ров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более
менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман
зрения, неясность ориента-ции - это и есть формальные критерии романтики.
Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характер-ный прием
использования форм архитекту-ры в уменьшенных размерах для мебели,
реликвариев и напротив - архитектурные
формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора.
Типично также использование света и цвета для создания пространственных
иллюзий, эф-фекта беспредельности пространства - черта также общая для
искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В антично-сти и искусстве
Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.
Таким образом, Романтизм в искусст-ве - чрезвычайно емкое понятие, включа-
ющее различные исторические художест-венные стили: Готику и Барокко как вы-
ражение романтического христианского сознания, романизм как
идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской
природы, отчасти Неокласси-цизм, ведь воспоминание классики также
романтично, Неоготику - парафраз сред-невековой романтики и все иные неости-
ли: "неоренессанс", "русский стиль", рус-ско-византийский, мавританский,
"индий-ский", "тюркри"... В русле романтической эстетики развивался
Бидермайер и все ху-дожественные течения периода Модерна. флореалъное, или
Ар Нуво, снова неоготи-ка, символизм, неоклассицизм.
Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области искусства, а в
сфере идеологии. Так между преромантиз-мом XVIiIa., романтиками эпохи
Просве-щения с их пристрастиями к "естественной живописи", "пейзажным
паркам" и роман-тиками начала XIX в., по словам француз-ского историка А.
Монглана, "лежит про-пасть". Эта пропасть - Великая фран-цузская революция.
Она "надломила" человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика "несчастного,
обделенного жизнью, разочарованного героя" типа байронов-ского Чайлд-
Гарольда, "нового Гамлета". Восхищение "общественным человеком" сменилось
эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным принципом
романтической эстетики стал субъективизм и историчность художественного
мышле-ния. Отсюда чрезвычайный интерес к хри-стианству з его средневековой
редакции.
"Новое, современное" искусство роман-тики начала XIX в. стали называть хри-
стианским, противопоставляя его Клас-сицизму XVIII в., ориентированному на
языческую древность, поскольку в христи-
*MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.
анской культуре "все ориентировано на внутреннего человека". Христианское и
ро-мантическое стали синонимами. Пафосом обращения к "человеческой душе"
проник-нуто программное произведение эстетики романтизма "Гений
христианства" Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).
Романтизм как художественное направ-ление начала XIX в. часто настолько про-
тивопоставляют Классицизму, что вся ис-тория искусства делится на искусство
классическое и романтическое, антично-языческое и христианское,
рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, осо-бенно, Ампира
характерен космополитизм, то для Романтизма - национализм. Отсю-да
ретроспективность мышления романти-ков, ищущих свои собственные, нацио-
нальные источники творчества. "Когда ми-новали наполеоновские годы, в душе
человека зашевелилось вновь то религиоз-ное чувство, которое, казалось, в
корне было вырвано в дни революции. Оно про-снулось с такой силой, какой
Европа не видала со времен средних веков, и отрази-лось на всех сторонах
тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чув-ством, и настала
эпоха романтизма... серд-це давно уже тосковало по молитве, и грозный
двенадцатый год не одного "воль-терьянца" снова научил молиться" 2. В на-
чале XIX в. возрождалось храмовое строи-тельство и религиозная живопись в
нацио-нально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить
наполеонов-ский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы
Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман "Собор Париж-ской Богоматери". Тема
и сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы
стали изучать не только римскую, но и готическую архите-ктуру Сьены и
Орвьето. В. 1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализиро-вавших
христианское средневековое искус-ство. Романтизм начала XIX в. отражал всю
сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдель-
ной человеческой личности и полную сво-боду художественного творчества от
ско-вывающих его норм Классицизма и акаде-мизма.
Своеобразным было и отношение ро-
;ais. грабарь И. О русской архитектуре. " Наука, 1969, с. 6S.
кантиков, прежде всего немецких, к анти-чности. Их больше интересовала не
под-линная культура Греции и Италии, а ими самими вымышленная. "Никто из
немец-щх эллинофилов никогда не был в Гре-ции, некоторые из них намеренно
избега-ли возможностей посетить страну, к кото-рой они возводили истоки
своих критериев. gepa в эллинский образец походила на религиозность...
Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне греческого дандшафта -
граница между исторически достоверной Грецией и элизиумом была не слишком
четкой, а мощь воображе-ния... гигантской" (см. прусский элли-низм).
Для немецких романтиков особенно ха-рактерным было "видеть только себя и
свои образы, а не реальную действитель-ность". Попадая в настоящий, а не вы-
мышленный ими Рим, художники "сумрач-ного немецкого гения" часто не
находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать
его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что
"романтический гений изначально заключает в себе всю Вселен-ную... все
приводит к себе самому". Так, главным эстетическим критерием искусст-ва
стала не объективность канонов антич-ной красоты, а ее субъективное,
экзальти-рованное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых
удивительных живо-писцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он "как никто
другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отде-ляющую ее от
человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину -
замкнутой в себе, безучаст-ной, с улыбкой, которая ускользает от вас"2.
Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и
дрезденские романтики": К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.
ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического
художествен-ного мышления и значительное расшире-ние, по сравнению с
Классицизмом, ДОКТ-РИНЫ "подражания древним" как в истори-ческом, так и в
географическом смысле. "
Грюнебаум Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре.- В кн.:
Основе черты арабо-мусульманской культуры. М.: Нау-", 1981, с. 199.
Рильке Р . М . Ворпсведе. М.: Искусст-"о, 1971, с. 59.
Почему В. Шекспир, желая изобразить "значительное в настоящем",
переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в
Данию, Италию? То-чно так же немецкие романтики, дабы избегнуть "близости
места и времени", равносильной для них банальности, мыс-ленно переносились
в Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изобра-жение античных руин
в картинах художни-ков-романтиков, символизирующих беско-нечное течение
времени. Иррациональное единство пространства-времени - одно из основных
положений романтической эсте-тики - прекрасно выражено метафорой:
даль времен.
Романтизм живописен. Живописец-ро-мантик Э. Делакруа заметил,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26