Художественные стилевые направления в искусстве

цией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). oo Отсюда же романтическое увлечение

католическим Барокко. Не случайно неко-торые течения Романтизма в

архитектуре яачала XIX в. называли "рецидивами ба-рокко".

Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой ду-

ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.

Бодлер в статье "Что такое романтизм?" подчерки-вал, что Романтизм

заключается "в вос-приятии мира, а вовсе не в выборе сюже-тов", и обрести

его можно "не на сторо-не, а только в своем внутреннем мире" и поэтому

"романтизм есть искусство совре-менности". Но вместе с тем, "Романтизм -

дитя севера" склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг

классичен, "ибо его природа столь пре-красна и ясна, что человеку там

нечего больше желать... а болезненный и тревож-ный север тешит себя игрой

воображения" и поэтому "Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт,

напротив,- могу-чий идеалист", он "повествует о страдани-ях рода

человеческого" . Об этом же пи-сал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал раз-

личие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. "Они

давали жизнь, мы же - только ее проявления. Они изображали ужасное, мы

изображаем с ужасом; они - приятное, мы - прият-но" 3. Романтизм часто

противопоставля-ют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист,

заявляет: "Я хочу изо-бражать вещи такими, каковы они есть в

Действительности, независимо от моих ощу-щений, т. е. "мир без человека",

то роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их

воспринимает именно он и стремится передать свое личное виде-ние другим.

Идеи романтизма закономерно возни-кают на почве неудовлетворенности дейст-

вительностью, кризиса идеалов Классициз-

Б о д л е р Ш Об искусстве. М.: Искусство, 986, с. 65-66.

Вёльфлин Г. Искусство Италии и Гер-мании эпохи Ренессанса. Л.-М.: ОГИЗ,

1934. Эккерман И. Разговоры с Гёте. М.:

Худ. лит., 1981, с. 185.

ма и рационалистического мышления, стре-мления уйти в мир идеальных

представле-, ний, утопических мечтаний о совершенст-ве мира. Как ни в каком

другом "направ-лении искусства, художники-романтики убеждены, что их

направление - единст-венно верный путь. Главной идеей роман-тического

художественного мышления яв-ляется стремление к иррациональному, не-

познанному:

В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.

Так писал Гёте.

Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII - начала XIX вв.- время наибо-лее

действенного проявления романтичес-кого художественного мышления, лишь от-

части вызванного кризисом академическо-го Классицизма, а, в более глубоком

смысле,- результат периодического "ка-чания маятника" от одного полюса к

Дру-гому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к

мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое

искусство: раннехристи-анское, византийское, романское, готичес-кое -

типичный Романтизм! В опреде-ленном смысле романтическим является и

искусство эллинистической эпохи как зако-номерная реакция на догматизм

классици-стических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в

своей основе романтично. Вот почему все попытки ис-ториков искусства

ограничить понятие Ро-мантизма рамками одной исторической эпохи оказываются

безрезультатными.

Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, "сна и

бодрствования" породило и некоторые формальные качества, общие для всей ро-

мантической архитектуры, живописи, де-коративного и прикладного искусства,

на-пример: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение

ориенти-ров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более

менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман

зрения, неясность ориента-ции - это и есть формальные критерии романтики.

Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характер-ный прием

использования форм архитекту-ры в уменьшенных размерах для мебели,

реликвариев и напротив - архитектурные

формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора.

Типично также использование света и цвета для создания пространственных

иллюзий, эф-фекта беспредельности пространства - черта также общая для

искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В антично-сти и искусстве

Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.

Таким образом, Романтизм в искусст-ве - чрезвычайно емкое понятие, включа-

ющее различные исторические художест-венные стили: Готику и Барокко как вы-

ражение романтического христианского сознания, романизм как

идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской

природы, отчасти Неокласси-цизм, ведь воспоминание классики также

романтично, Неоготику - парафраз сред-невековой романтики и все иные неости-

ли: "неоренессанс", "русский стиль", рус-ско-византийский, мавританский,

"индий-ский", "тюркри"... В русле романтической эстетики развивался

Бидермайер и все ху-дожественные течения периода Модерна. флореалъное, или

Ар Нуво, снова неоготи-ка, символизм, неоклассицизм.

Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области искусства, а в

сфере идеологии. Так между преромантиз-мом XVIiIa., романтиками эпохи

Просве-щения с их пристрастиями к "естественной живописи", "пейзажным

паркам" и роман-тиками начала XIX в., по словам француз-ского историка А.

Монглана, "лежит про-пасть". Эта пропасть - Великая фран-цузская революция.

Она "надломила" человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика "несчастного,

обделенного жизнью, разочарованного героя" типа байронов-ского Чайлд-

Гарольда, "нового Гамлета". Восхищение "общественным человеком" сменилось

эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным принципом

романтической эстетики стал субъективизм и историчность художественного

мышле-ния. Отсюда чрезвычайный интерес к хри-стианству з его средневековой

редакции.

"Новое, современное" искусство роман-тики начала XIX в. стали называть хри-

стианским, противопоставляя его Клас-сицизму XVIII в., ориентированному на

языческую древность, поскольку в христи-

*MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.

анской культуре "все ориентировано на внутреннего человека". Христианское и

ро-мантическое стали синонимами. Пафосом обращения к "человеческой душе"

проник-нуто программное произведение эстетики романтизма "Гений

христианства" Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).

Романтизм как художественное направ-ление начала XIX в. часто настолько про-

тивопоставляют Классицизму, что вся ис-тория искусства делится на искусство

классическое и романтическое, антично-языческое и христианское,

рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, осо-бенно, Ампира

характерен космополитизм, то для Романтизма - национализм. Отсю-да

ретроспективность мышления романти-ков, ищущих свои собственные, нацио-

нальные источники творчества. "Когда ми-новали наполеоновские годы, в душе

человека зашевелилось вновь то религиоз-ное чувство, которое, казалось, в

корне было вырвано в дни революции. Оно про-снулось с такой силой, какой

Европа не видала со времен средних веков, и отрази-лось на всех сторонах

тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чув-ством, и настала

эпоха романтизма... серд-це давно уже тосковало по молитве, и грозный

двенадцатый год не одного "воль-терьянца" снова научил молиться" 2. В на-

чале XIX в. возрождалось храмовое строи-тельство и религиозная живопись в

нацио-нально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить

наполеонов-ский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы

Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман "Собор Париж-ской Богоматери". Тема

и сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы

стали изучать не только римскую, но и готическую архите-ктуру Сьены и

Орвьето. В. 1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализиро-вавших

христианское средневековое искус-ство. Романтизм начала XIX в. отражал всю

сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдель-

ной человеческой личности и полную сво-боду художественного творчества от

ско-вывающих его норм Классицизма и акаде-мизма.

Своеобразным было и отношение ро-

;ais. грабарь И. О русской архитектуре. " Наука, 1969, с. 6S.

кантиков, прежде всего немецких, к анти-чности. Их больше интересовала не

под-линная культура Греции и Италии, а ими самими вымышленная. "Никто из

немец-щх эллинофилов никогда не был в Гре-ции, некоторые из них намеренно

избега-ли возможностей посетить страну, к кото-рой они возводили истоки

своих критериев. gepa в эллинский образец походила на религиозность...

Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне греческого дандшафта -

граница между исторически достоверной Грецией и элизиумом была не слишком

четкой, а мощь воображе-ния... гигантской" (см. прусский элли-низм).

Для немецких романтиков особенно ха-рактерным было "видеть только себя и

свои образы, а не реальную действитель-ность". Попадая в настоящий, а не вы-

мышленный ими Рим, художники "сумрач-ного немецкого гения" часто не

находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать

его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что

"романтический гений изначально заключает в себе всю Вселен-ную... все

приводит к себе самому". Так, главным эстетическим критерием искусст-ва

стала не объективность канонов антич-ной красоты, а ее субъективное,

экзальти-рованное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых

удивительных живо-писцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он "как никто

другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отде-ляющую ее от

человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину -

замкнутой в себе, безучаст-ной, с улыбкой, которая ускользает от вас"2.

Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и

дрезденские романтики": К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.

ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического

художествен-ного мышления и значительное расшире-ние, по сравнению с

Классицизмом, ДОКТ-РИНЫ "подражания древним" как в истори-ческом, так и в

географическом смысле. "

Грюнебаум Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре.- В кн.:

Основе черты арабо-мусульманской культуры. М.: Нау-", 1981, с. 199.

Рильке Р . М . Ворпсведе. М.: Искусст-"о, 1971, с. 59.

Почему В. Шекспир, желая изобразить "значительное в настоящем",

переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в

Данию, Италию? То-чно так же немецкие романтики, дабы избегнуть "близости

места и времени", равносильной для них банальности, мыс-ленно переносились

в Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изобра-жение античных руин

в картинах художни-ков-романтиков, символизирующих беско-нечное течение

времени. Иррациональное единство пространства-времени - одно из основных

положений романтической эсте-тики - прекрасно выражено метафорой:

даль времен.

Романтизм живописен. Живописец-ро-мантик Э. Делакруа заметил,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать