Художественные стилевые направления в искусстве

характерной для французского Ренессанса и испанского стиля исабеллино.

Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью.

Вопреки представлению о сумрачном и аскетичном облике готических

соборов, да и вообще «мрачности» средневековой культуры, можно утверждать,

что готика была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись стен и

скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпа-яер-

мильфлёрое, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей

и чрезвычайно яркой одеждой заполнявших собор горожан. А постоянно

меняющееся состояние неба, лучи света, свободно проникающие внутрь собора

через многоцветные стекла огромных витражей, создавало совершенно

ирреальное ощущение... Казалось, что «корабль» действительно плывет... Это

ощущение можно

испытать и сейчас...

Такая роль цвета и света сохранялась До эпохи Возрождения, когда

живопись стала отделяться от архитектуры и скульптуры, аналогично тому, как

в античности статуи и здания расписывались все скромнее по мере того, как

развивалась энкаустика и мозаика. В этом отношении все средневековье

представляет собой эпоху яркого и натуралистичного архитектурно-скульптурно-

живописного искусства. Но наряду с этим, имела место и глубокая символика

цвета. Поэты и историки средневековья любят говорить о том, что в Целом

«цвет Готики — фиолетовый». Это Цвет молитвы и мистического устремления

души — соединение красного цвета крови и синевы неба. В готических

витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.

Синий цвет считался символом верности. Особой любовь пользовались также

черный, оранжевый, белый. Как дополнительный к фиолетовому, желтый считался

особенно красивым, а зеленый был символом влюбленности. Зеленое чаще носили

жещины .

Характерно, что в последующие эпохи, когда стало преобладать

рациональное мышление, фиолетовые гармонии использовались мало.

Расцвет Готики — это и расцвет статуарной скульптуры. Статуи соборов

Реймса и Наумбурга с очевидностью доказывают это. «Повышается

самостоятельная ценность фигуры... у ангелов высокой Готики... женственная

тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка

играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой, и красивые

локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин

Аттики времен Фидия» 2. В большинстве статуй появляется особенный изгиб,

чрезвычайно мягкая, пластичная линия, получившая название «готической

кривой». Она ассоциируется с греческим хиазмом (см. античное искусство), но

отличается от него именно своей атектонич-ностью и деструктивностью.

«Готическая кривая», так же как и имматериальная светопись витражей,— ничто

иное, как отрицание античной «телесности». Форма готической фигуры

превращается в музыку складок драпировок, никак не мотивированных

конструктивно, поднимаемых неведомым вихрем. В этом иррациональном вихре

было бы совершенно нелепым искать какие-то достижения либо ошибки в

пластической анатомии или «правильности» изображения человеческого тела.

Никакой правильности там быть не может, поскольку мышление художника

абсолютно иррационально. Э. Кон-Винер интересно пишет о том, что готическая

эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения

во всех направлениях». Об этом свидетельствуют,

Хейзннга И. Осень средневековья. М.:

Наука, 1988, с. 303-306.

2 Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 114-115.

по его мнению, странные на наш современный взгляд изображения женщин с

изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в

качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал более

взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в

романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, песни трубадуров и

философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом

Спасителя, ангелов ликовать — словом, вносит аффект, взволнованность. В

силу того же самого уже с начала Готики все богатство библейских и

легендарных тем начинает служить программой для украшения церкви и книги,

все церковное миросозерцание с его отвлеченными идеями находит свое

выражение в камне и красках. Сцены, которые требуют действия и об

изображении которых еще не думало XIII столетие, становятся вдруг любимыми

темами, например небесное венчание девы Марии» .Ив этом смысле

действительно готическое искусство великолепно и полно подготовило эпоху

Возрождения с ее удачным соединением красоты тела и полета души.

Динамика, экспрессия и взволнованность отразились и в «малых формах»

резьбы по кости, орнаменте, книжной миниатюре того времени. Готический

орнамент атекто-ничен и динамичен в отличие от классического. Не случайно

так распространен в Готике мотив виноградной лозы, свободно растущих

ветвей, листьев — любой прихотливо извивающейся, «ползущей», как в

«краббах»2, формы. И это несмотря на множество архитектурно-декоративных

элементов, имеющих строго геометрическое построение.

В основе готического орнамента лежали простые фигуры — круг,

треугольник, легко вычерчиваемые по линейке и циркулем. Орнамент,

построенный на сочетании этих фигур, так и называется — масвер-ком (нем.,

mafiwerk — работа по нанесенным размерам). Аналогичным образом строился

знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий.

Книжная миниатюра Готики, по срав-

Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 116-117. 2 Нем. Krabbe от krabbein — ползать — элемент

растительного декора, как бы выползающего на архитектурные детали.

нению с романской, отличается преобладанием тончайшего растительного

орна. мента, а строгий романский шрифт - Каролингский минускул — сменяется

нарядным и изысканно-декоративным готическим.

Архитектура была главным формооб. разующим фактором готического стиля.

Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и

слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и

их декоративных деталей. Таковы, в частности, архитектонические

дарохранительницы, ре-ликварии, небольшие переносные алтари-складни.

Эпоха Готики была также периодом интенсивного развития светской

культуры. Именно в это время впервые в истории человечества культивируются

идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка, куртуазное

искусство, отражающее понятия рыцарской доблести, чести, уважения к

женщине. Развивается искусство светской живописи, появляется портрет.

Поздняя Готика XIV-XV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила

название «пламенеющей готики».

Эта стадия в развитии форм готического искусства была своеобразным

средневековым маньеризмом; она не заключала в себе принципиальных открытий,

как в прежние времена, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более

изысканными и вычурными. Архитектурный декор терял свою объемность,

становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов.

Наиболее характерным примером стиля «пламенеющей готики» стали извивающиеся

наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой

давшие название этому стилевому течению. Позднеготическое искусство

разделилось также на множество отдельных региональных школ и индивидуальных

стилей художников. Выражением этой тенденции индивидуализма и субъективизма

позднего средневековья является искусство живописцев Джотто и Дуччьо.

Применение этими художниками перспективы, вынесения точки зрения за пределы

картины или фрески как раз и отражает тенденцию «отстранения» от

изображаемого, позицию наблюдателя. Это была новая, невозможная в раннем

средневековье субъективная концепция художественного

творчества. Она нашла свое отражение и в новом понимании скульптуры.

Статуи стали рассчитываться на одну-единствен-ную точку зрения и

воспринимались «картинно».

Для южно-немецкой, тирольской готики особенно характерна яркая

полихром-ная роспись интерьеров и деревянной мебели. «Перпендикулярная

готика» в Англии полностью скрыла архитектурную конструкцию под орнаментом.

«Кирпичная готика» северных стран акцентировала цветом декоративные

архитектурные элементы. В изобразительном искусстве усиливались черты

натурализма. Изображаемые вещи перестали означать лишь «идею вещей», а

стали больше напоминать реальные, материальные тела. В этой новой идеологии

искусства поздняя Готика непосредственно переходила в искусство

проторенессанса, в котором переплетались религиозный мистицизм и

номинализм, идеализм и натурализм. Готический стиль продолжал развиваться в

эпоху Итальянского Возрождения и искусстве Сьены, Венеции, Орвьето,

Флоренции, Пизы (см. сьенская школа; венецианская школа; тосканское

Возрождение;

флорентийская школа).

Последнюю кризисную стадию развития стиля «интернациональной готики»

Северной Италии XV столетия часто называют «готическим маньеризмом». В ней

особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, острая,

доходящая до гротеска, графичность, обилие сложных аллегорий, символики,

странных, болезненных преувеличений, трансформаций, мельчайшая выписанность

натуралистически трактованных деталей, сверкающих подобно драгоценным

камням в живописной оправе. Эти черты проявились и в творчестве таких

необычных живописцев, как феррарец К. Тура и венецианец К. Кри-велли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать