Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени переселения
народов, не могла избегнуть римского вли-яния" .
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления
франкской династии Меровингов (486-751). Известный историк А. Тойнби
отмечал, что "франкский режим Меровингов был обра-щен лицом к римскому
прошлому", по-скольку в то время в общественном созна-нии "единственно
возможным целостным iiyis.pssrsSAfc.bina римская империя"2. Ин-тересно
также, что первые франкские ко-роли после падения столицы Западной Рим-ской
империи признавали почетное верхо-венство Константинополя, но сохраняли
структуру позднеримской администрации. На территории Европы, в Галлии,
Южной
Кон-Винер Э. История стилей изобра-зительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936,
с. 74-75. Тойнби А. Постижение истории. М.: Про-гресс, 1991, с. 142-143,
691.
Церковь Св. Марии в Лаахе. 1093-1230
Франции в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги,
ак-ведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько
прочны, что продолжали использоваться по назначе-нию. В соединении
сторожевых башен рим-ских военных лагерей с греческими бази-ликами,
византийским орнаментом и гот-скими шатрами возник новый "римский"-
романский архитектурный стиль. Он хара-ктеризовался простотой и
целесообразно-стью: вертикальные стены, горизонталь-ные перекрытия, башни и
своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила
изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру
греческой античности.
Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Восто-
ке, основывалась на предельном обоб-щении, геометризации и схематизации
изоб-разительного образа. Во всем чувство-валась простота, мощь, сила,
ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального
художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского
искусства - центри-ческая купольная постройка, композиция которой берет
свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и
развитая в дальнейшем в бапти-стерии в Равенне и дворцовой капелле Карла
Великого в Аахене. Другой тип здания - базилика, также заимствованная на
востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела
деревянное покрытие - двускатное для центрального
нефа и односкатное для более низких бо-ковых.
Аркады, вошедшие в обиход в визан-тийской архитектуре, получили распростра-
нение и в романской. Причем зодчие поч-ти всегда удовлетворялись тем, что
ис-пользовали колонны, снятые с языческих римских памятников, вперемежку,
разной высоты и ордера, с различными капителя-ми. Эта особенность
чрезвычайно показа-
Романские капители
тельна для переходной эпохи, когда ста-рый канон уже разрушен, а новый еще
не создан. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на
капите-ли, что очень редко делалось в антично-сти. Именно этот прием в
дальнейшем получил развитие в Классицизме Итальян-ского Возрождения, в
частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской эпохой, потеряла
свое гармонично антро-поморфное значение. В отличие от антич-ных, новые
романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и было позднее
унаследовано Готикой. Пропор-ции колонн и капителей следовали моду-То
каменной кладки. Форма капители раз-вивала византийский тип, получаемый от
пересечения куба и шара. В дальнейшем она все более упрощалась вплоть до
кони-ческой. Романские здания в основном по-рывались черепицей в форме
"рыбьей Чешуи", известной еще римлянам и очень Удобной в местностях с
дождливым клима-том. Толщина и прочность стен были глав-чым критерием
красоты постройки. Суро-вая кладка из предварительно обтесанных камней и, в
отличие от римской, без последующей облицовки, создавала харак-терный,
несколько мрачный образ, но ук-рашалась вкраплениями кирпичей или мел-кими
камнями другого цвета. С западной стороны перед романской церковью стоя-ли
"римские" сторожевые башни, на вер-шине которых размещались "престолы для
архангелов". Окна первоначально не осте-клялись, а забирались резными
каменными решетками. Для утепления и в целях безо-пасности оконные проемы
делались очень небольшими и поднимались как можно выше над землей. Поэтому
внутри здание было погружено в полумрак. Широко ис-пользовались винтовые
лестницы. Дере-вянные стропила крыши изнутри остава-лись открытыми и лишь в
относительно поздний период стали закрываться "под-шивным" потолком. В
романскую эпоху появились так называемые "перспектив-ные" порталы,
находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с южной
стороны собора, где был глав-ный вход. Каменная резьба украшала на-ружные
стены соборов. Она состояла из растительного и зооморфного орнамента,
изображений сказочных чудовищ, экзоти-ческих животных, зверей и птиц,
сплетаю-щихся шеями или хвостами - мотивов, также занесенных с Востока.
Скульптур-ный декор концентрировался главным об-разом на капителях,
тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура подчиня-лась
архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из порталов
церкви в г. Сенте вместо двадцати четы-рех старцев Апокалипсиса скульптор
изоб-разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три клинчатых
камня, ко-торые необходимо декорировать. В подоб-ной скульптуре часто самым
причудливым образом смешивались библейские, язычес-кие фольклорные и
экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями,
которые, однако, почти не дош-ли до нашего времени. Исключение соста-вляют
оригинальные по стилю и удиви-тельные по экспрессии "каталонские фре-ски".
Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап-сид и
алтарей, техника которых сохрани-лась со времен античности. Типичными для
романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтиро-
ванные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного-
Характерно отсутствие какой-либо оп-ределенной программы в размещении де-
коративных мотивов: геометрических, "зве-риных", библейских - они
перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и
гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специали-стов считает, что вся
эта фантасмагориче-ская фауна лишена символического смысла, который им
часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.
Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной ми-
ниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и
здесь мы не видим единого стиля. В ис-кусстве иллюминирования рукописей
одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и расти-
тельный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль
скрип-ториев монастыря Клюни, мастера кото-рых разработали декоративный
мотив из прихотливо изогнутых растительных побе-гов и листьев аканта.
Было бы неверным рассматривать ро-манское искусство как "чисто западный
стиль". Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, ви-дели в романском искусстве
сильные ази-атские, в частности византийские и пер-сидские, влияния и даже
называли его "азиатским наносом на римской основе". Сама постановка вопроса
"Запад или Вос-ток" по отношению к романской эпохе была бы неверна. В
подготовке общеевро-пейского средневекового искусства, нача-лом которого
было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом -
готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские исто-ки,
норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские
элементы.
Новые импульсы получило развитие ро-манского искусства в период правления
Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи с
основанием в 962 г. "Священной Римской империи" Оттоном I (936-973).
Архитекторы, живо-писцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,
получая образование в монастырях, где в течение столетий бере-жно
сохранялись традиции античной куль-туры.
Художественное ремесло интенсивно
развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде
свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла
изготавливались сосу-ды, лампады и паечные витражи - цвет-ные и бесцветные,
геометрический узор которых создавался свинцовыми перемыч-ками. Однако
расцвет витражного искус-ства наступил позже, в эпоху готического стиля.
Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике испол-
нялись ларцы, шкатулки, оклады рукопис-ных книг, реликварии, складни -
диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также
олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме охотничьего рога
из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и
птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и
золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее - перегородчатой эмали.
С ;
последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г. Лиможа,
про- :
славившегося впоследствии своими распи-сными эмалями (см. лиможские эмали).
Для романского искусства характерно ши- i рокое использование железа и
бронзы. Из ;
кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки,
оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми
завитками, i Бронза применялась для дверных молот-ков в форме голов
животных или челове-ка. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами -
эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26