искусственную, переработанную природу. Поэтому Бернини советует начинать
изучение искусства не с природы, а с рисования слепков античной скульптуры.
Отсюда только шаг до академизма.
Второй после красоты в эстетике Барокко следует категория грации (лат.
gratia — прелесть, изящество) или корте-зии (итал. cortesia — вежливость,
нежность, теплота), что соответствует изобразительным качествам движения,
пластики,
Лазарев В. Жизнь и творчество Рубенса.— В кн.: Рубенс. Письма. М.-Л.
«Academia», 1933, с. 39.
изменчивости. Другая важнейшая категория — «декорум» — отбор
соответствующих тем и сюжетов. В них входят только «достойные», прежде
всего исторические, героические. Натюрморт и пейзаж объявляются низшими
жанрами, а мифологические и религиозные сюжеты подвергаются строгой
цензуре, подчеркивающей их мо-рализующее начало. Портрет признается лишь
тогда, когда он выражает «благородство и величие». Бернини часто говорит о
«большом стиле» и «большой манере» — это его любимые термины. Он прибегает
к ним, когда хочет подчеркнуть торжественность, особый пафос и декоративный
размах истинного Барокко. Отсюда преобладание в барочной живописи и
скульптуре укрупненных, намеренно утяжеленных форм, пышных мантий, дорогих
тканей, неправдоподобных по величине архитектурных форм, драпировок (сравн.
«Большой стиль»).
Главный способ художественного обобщения в Барокко — иносказание,
аллегория. Превыше всего ценился замысел, композиция, аллегорический смысл
и декоративное расположение изображаемых фигур. Более всего были
распространены огромные алтарные картины, предназначенные для конкретного
интерьера. Поэтому живопись Барокко, искусственно вырванная из того
окружения, для которого она предназначалась, многое теряет в музейных
залах.
На первое место постепенно выходит категория «Величественного»,
достигаемого неимоверными контрастами и диспропорциями. Эта категория часто
обозначается латинским словом «sublimis» — высокий, крупный, возвышенный.
Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводили к тому, что
самыми распространенными терминами стали прилагательные: роскошный,
величавый, божественный, сверхчеловеческий, блестящий, великолепный. Причем
эти слова относили к обыденным, прозаичным вещам, мебели, одежде. Художники
и их заказчики называли друг друга не иначе, как:
гениальный, чудесный, неподражаемый и, вероятно, вполне искренно и
серьезно именовали себя новыми Плутархами, Цезарями, Августами...
Барокко свойственна театральность, напыщенность в сочетании с
безразличием и даже небрежностью в отношении трактов-
так называемой алмазной гранью, и гравировкой.
Как исторический художественный стиль Барокко охватывает огромный
отрезок времени — около двух столетий, примерно с 1550 по 1750 г. Поэтому
его часто называют «эпохой Барокко», что не лишено оснований, хотя подобный
подход и игнорирует другие, параллельно с Барокко развивавшиеся
художественные направления, течения и стили. В этом случае понятием
«Барокко» обозначается единство всех сторон действительности конца XVI —
первой половины XVIII в. как определенного социально-эстетического целого,
как стиля культуры. «Под стилем понимается не просто способ необходимого
культуре внешнего оформления ее материала, а наглядно обнаруживаемый
принцип организации... Именем Барокко названа та особенность целостности в
культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный
феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из
главных функций в культуре». В трудах немецкого историка искусства К.
Гурлитта выводится понятие «человек Барокко» в силу особого «способа его
существования», когда, по его словам, происходит «попытка реконструкции
средневекового христианского единства ... соединения имперсонализма и
субъективизма и ... выдвижение личности на сверхличностную роль» и культура
Барокко, таким образом, оказывается «специализирующейся на порождении
гениев... возникновении «нового типа человека»2. В таком широком
культурологическом контексте «человек Барокко» с его культом
«имперсонализма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости
жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека
ренессанса». В качестве примера барочного мироощущения обычно приводится
музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного
переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью
чувственной подачи, пышной наглядностью» 3.
Термин «Барокко» имеет и еще множество иных значений. Своеобразную
форму
получили элементы стиля Барокко в Англии (см. Реставрации Стюартов
стиль; Якова стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и
контрреформации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в
формах Барокко (см. саксонское искусство). В эпоху Неоклассицизма и
Просвещения второй половины XVIII в., в частности в произведениях Ж.-Ж.
Руссо, Барокко считалось проявлением дурного вкуса и «искажением правил
истинно прекрасного искусства». Затем, на рубеже XVIII-XIX вв., в связи с
утверждением идей Романтизма, начинает господствовать точка зрения,
согласно которой, наряду с классическим может существовать и иное
искусство. Как крупный исторический художественный стиль Барокко было
впервые рассмотрено в книге Г. Вёлъфлина «Ренессанс и Барокко» (1888). В
тоже время, многие исследователи, в том числе и Вёльфлин, понимают термин
Барокко шире, как романтическую тенденцию «преображения форм». Поэтому
часто говорят о прохождении «фазы барокко» в историческом развитии любого
художественного стиля. «Античным барокко» называют динамичный,
экспрессивный эллинистический стиль скульпторов пергамской школы III-II вв.
до н. э. Существует термин «эллинистическое барокко», которым определяют
особенности архитектуры Малой Азии II в. н. э., где стирались старые
границы классической греческой, западной латинской и «варварской» восточной
культуры .
Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского
искусства. По мнению Д. Лихачева, «русское барокко» XVII в. «приняло на
себя многие из функций Ренессанса», поскольку «настоящий Ренессанс ранее
так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси»4. Это, в целом,
совпадает и с утверждениями Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпадении
логики развития стилей в русском и западноевропейском искусстве XVII-XVIII
вв.s Отсюда достаточно условные названия стилей «голицьмского» и
«нарышкинского барокко» по отношению к архитектуре Москвы XVII в., а также
столичного,
Ч е ч о т И . Барокко как культурологическое понятие.— В кн.:
Барокко в славянских культурах. М: Наука, 1982, с. 328. " Там же, с. 328-
337.
"Лихачев Д. Развитие русской литературы. Л., 1979, с. 176-188.
Ковалевская Н. Русское искусство XVIII в. М.-Л., 1940, с. 5. Виппер
Б. Архитектура русского барокко. М„ 1978, с. 10.
но крайне отдаленного от Европы «петровского барокко» начала XVIII в.
На юге России в это же время существовало провинциальное «украинское
барокко». Совершенно особый вариант «русского барокко» в середине XVIII в.
создал выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли. Он соединил ордерность
классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику
французского Рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате
получился совершенно невероятный стиль, который было бы более правильным
называть не Барокко, а «монументальным ро-коко».
ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi
— готы — общее название племен, вторгавшихся с севера в пределы Римской
империи в III-V вв. и см. стиль) — исторический художественный стиль,
господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Он возник на
основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным
образом архитектуры, и христианского мировоззрения. Готика характеризует
третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной
Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного
развития позднее, чем уже закосневшая к тому времени культура Византии (см.
Византии искусство), но вперед продвигалась удивительно быстро. Это
объяснялось разнообразием природных условий и народов, заселивших в V-VII
вв. бывшую -Западную римскую империю. Греки презрительно называли их
варварами, что буквально означает «непонятно болтающие»,
подчеркивая грубо звучащий для греческого слуха язык. Позднее римляне
дали им общее название «готы».
Термин «готика» появился в эпоху Итальянского Возрождения как
насмешливое прозвание «варварской», не имеющей художественной ценности,
уходящей эпоха средневековья. Именно в этом смысле упоминает готику Дж.
Вазари. Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была
реабилитирована романтиками. «Готическим» первоначально именовали вообще
все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким
своеобразием художественного стиля. Готика — подлинный «венец
средневековья», это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы
башен, симфония света, камня и стекла...
Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере
современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории
современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные,
что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26