Художественные стилевые направления в искусстве

искусственную, переработанную природу. Поэтому Бернини советует начинать

изучение искусства не с природы, а с рисования слепков античной скульптуры.

Отсюда только шаг до академизма.

Второй после красоты в эстетике Барокко следует категория грации (лат.

gratia — прелесть, изящество) или корте-зии (итал. cortesia — вежливость,

нежность, теплота), что соответствует изобразительным качествам движения,

пластики,

Лазарев В. Жизнь и творчество Рубенса.— В кн.: Рубенс. Письма. М.-Л.

«Academia», 1933, с. 39.

изменчивости. Другая важнейшая категория — «декорум» — отбор

соответствующих тем и сюжетов. В них входят только «достойные», прежде

всего исторические, героические. Натюрморт и пейзаж объявляются низшими

жанрами, а мифологические и религиозные сюжеты подвергаются строгой

цензуре, подчеркивающей их мо-рализующее начало. Портрет признается лишь

тогда, когда он выражает «благородство и величие». Бернини часто говорит о

«большом стиле» и «большой манере» — это его любимые термины. Он прибегает

к ним, когда хочет подчеркнуть торжественность, особый пафос и декоративный

размах истинного Барокко. Отсюда преобладание в барочной живописи и

скульптуре укрупненных, намеренно утяжеленных форм, пышных мантий, дорогих

тканей, неправдоподобных по величине архитектурных форм, драпировок (сравн.

«Большой стиль»).

Главный способ художественного обобщения в Барокко — иносказание,

аллегория. Превыше всего ценился замысел, композиция, аллегорический смысл

и декоративное расположение изображаемых фигур. Более всего были

распространены огромные алтарные картины, предназначенные для конкретного

интерьера. Поэтому живопись Барокко, искусственно вырванная из того

окружения, для которого она предназначалась, многое теряет в музейных

залах.

На первое место постепенно выходит категория «Величественного»,

достигаемого неимоверными контрастами и диспропорциями. Эта категория часто

обозначается латинским словом «sublimis» — высокий, крупный, возвышенный.

Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводили к тому, что

самыми распространенными терминами стали прилагательные: роскошный,

величавый, божественный, сверхчеловеческий, блестящий, великолепный. Причем

эти слова относили к обыденным, прозаичным вещам, мебели, одежде. Художники

и их заказчики называли друг друга не иначе, как:

гениальный, чудесный, неподражаемый и, вероятно, вполне искренно и

серьезно именовали себя новыми Плутархами, Цезарями, Августами...

Барокко свойственна театральность, напыщенность в сочетании с

безразличием и даже небрежностью в отношении трактов-

так называемой алмазной гранью, и гравировкой.

Как исторический художественный стиль Барокко охватывает огромный

отрезок времени — около двух столетий, примерно с 1550 по 1750 г. Поэтому

его часто называют «эпохой Барокко», что не лишено оснований, хотя подобный

подход и игнорирует другие, параллельно с Барокко развивавшиеся

художественные направления, течения и стили. В этом случае понятием

«Барокко» обозначается единство всех сторон действительности конца XVI —

первой половины XVIII в. как определенного социально-эстетического целого,

как стиля культуры. «Под стилем понимается не просто способ необходимого

культуре внешнего оформления ее материала, а наглядно обнаруживаемый

принцип организации... Именем Барокко названа та особенность целостности в

культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный

феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из

главных функций в культуре». В трудах немецкого историка искусства К.

Гурлитта выводится понятие «человек Барокко» в силу особого «способа его

существования», когда, по его словам, происходит «попытка реконструкции

средневекового христианского единства ... соединения имперсонализма и

субъективизма и ... выдвижение личности на сверхличностную роль» и культура

Барокко, таким образом, оказывается «специализирующейся на порождении

гениев... возникновении «нового типа человека»2. В таком широком

культурологическом контексте «человек Барокко» с его культом

«имперсонализма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости

жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека

ренессанса». В качестве примера барочного мироощущения обычно приводится

музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного

переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью

чувственной подачи, пышной наглядностью» 3.

Термин «Барокко» имеет и еще множество иных значений. Своеобразную

форму

получили элементы стиля Барокко в Англии (см. Реставрации Стюартов

стиль; Якова стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и

контрреформации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в

формах Барокко (см. саксонское искусство). В эпоху Неоклассицизма и

Просвещения второй половины XVIII в., в частности в произведениях Ж.-Ж.

Руссо, Барокко считалось проявлением дурного вкуса и «искажением правил

истинно прекрасного искусства». Затем, на рубеже XVIII-XIX вв., в связи с

утверждением идей Романтизма, начинает господствовать точка зрения,

согласно которой, наряду с классическим может существовать и иное

искусство. Как крупный исторический художественный стиль Барокко было

впервые рассмотрено в книге Г. Вёлъфлина «Ренессанс и Барокко» (1888). В

тоже время, многие исследователи, в том числе и Вёльфлин, понимают термин

Барокко шире, как романтическую тенденцию «преображения форм». Поэтому

часто говорят о прохождении «фазы барокко» в историческом развитии любого

художественного стиля. «Античным барокко» называют динамичный,

экспрессивный эллинистический стиль скульпторов пергамской школы III-II вв.

до н. э. Существует термин «эллинистическое барокко», которым определяют

особенности архитектуры Малой Азии II в. н. э., где стирались старые

границы классической греческой, западной латинской и «варварской» восточной

культуры .

Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского

искусства. По мнению Д. Лихачева, «русское барокко» XVII в. «приняло на

себя многие из функций Ренессанса», поскольку «настоящий Ренессанс ранее

так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси»4. Это, в целом,

совпадает и с утверждениями Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпадении

логики развития стилей в русском и западноевропейском искусстве XVII-XVIII

вв.s Отсюда достаточно условные названия стилей «голицьмского» и

«нарышкинского барокко» по отношению к архитектуре Москвы XVII в., а также

столичного,

Ч е ч о т И . Барокко как культурологическое понятие.— В кн.:

Барокко в славянских культурах. М: Наука, 1982, с. 328. " Там же, с. 328-

337.

"Лихачев Д. Развитие русской литературы. Л., 1979, с. 176-188.

Ковалевская Н. Русское искусство XVIII в. М.-Л., 1940, с. 5. Виппер

Б. Архитектура русского барокко. М„ 1978, с. 10.

но крайне отдаленного от Европы «петровского барокко» начала XVIII в.

На юге России в это же время существовало провинциальное «украинское

барокко». Совершенно особый вариант «русского барокко» в середине XVIII в.

создал выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли. Он соединил ордерность

классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику

французского Рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате

получился совершенно невероятный стиль, который было бы более правильным

называть не Барокко, а «монументальным ро-коко».

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi

— готы — общее название племен, вторгавшихся с севера в пределы Римской

империи в III-V вв. и см. стиль) — исторический художественный стиль,

господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Он возник на

основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным

образом архитектуры, и христианского мировоззрения. Готика характеризует

третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной

Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного

развития позднее, чем уже закосневшая к тому времени культура Византии (см.

Византии искусство), но вперед продвигалась удивительно быстро. Это

объяснялось разнообразием природных условий и народов, заселивших в V-VII

вв. бывшую -Западную римскую империю. Греки презрительно называли их

варварами, что буквально означает «непонятно болтающие»,

подчеркивая грубо звучащий для греческого слуха язык. Позднее римляне

дали им общее название «готы».

Термин «готика» появился в эпоху Итальянского Возрождения как

насмешливое прозвание «варварской», не имеющей художественной ценности,

уходящей эпоха средневековья. Именно в этом смысле упоминает готику Дж.

Вазари. Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была

реабилитирована романтиками. «Готическим» первоначально именовали вообще

все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким

своеобразием художественного стиля. Готика — подлинный «венец

средневековья», это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы

башен, симфония света, камня и стекла...

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере

современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории

современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные,

что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать