Италии, на i родине названия этого направления, Ро- | мантизм развивался в
русле традиционно- i го римского Классицизма и деятельности живописцев-
иностранцев: нидерландцев, , французов, немцев, называвшихся вот уже
несколько столетий романистами. Во Фран- ! ции Романтизм как художественное
направление вырос из сентиментализма, или пре- романтизма эпохи
Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и, как
правило, слащавая, при- i митивная слезливость, то Романтизм — глубина и
сила познания самых сокровенных тайн человеческой души. Французский
Романтизм также опоэтизировал и возвеличил этику искусства. В посмертно
опубликованной книге П. Прюдона «Принципы искусства и его социальное
назначе- 1 ние» художественное творчество определя- 1 лось как
«идеалистическое изображение j природы и нас самих в целях физического
и морального совершенствования челове- , ческого рода» .
Французский Романтизм окреп в дли- , тельной борьбе с академизмом. В
этой стране симптомы романтического мышления считались губительными
латинскому духу классического искусства. Парижский академизм и Романтизм
грозно противостояли в лице их вождей: Энгра и Делакруа. Будучи
непримиримым борцом про- , тив академического искусства, Делакруа
П р ю д о н П . Искусство. СПб., 1865, с. 423-424.
шесть раз выставлял свою кандидатуру в Академию изящных искусств
«только для того, чтобы увидеть, как вакантное место заполнялось каким-
нибудь другим, малозначительным художником».
. Несколько позднее романтические настроения захлестнули и Россию. В
1836 г. В., Одоевский писал: «Во все эпохи душа человека стремлением
необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к задачам, коих
разрешение скрывается во; глубине таинственных стихий, образующих и
связующих жизнь духовную и жизнь вещественную...» В России, как и в
Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге
появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с
творчеством портретиста А. Варнека (1824). Наиболее яркими примерами
соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А.
Венецианова.
i В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свободного
использования наследия не только античной культуры, но и всех
предшествовавших эпох. В России в начале 1830-х гг. Н. Гоголь выступил со
статьей «Об архитектуре нынешнего време-ни», в которой в равной мере
превозносил архитектуру «гладкую массивную египетскую, огромную пеструю
индусов, роскошную мавров, вдохновенную и мрачную готическую, грациозную
греческую»2. В русских и английских романтических парках дворец или усадьба
в строгом классическом стиле окружалась романтическим пейзажным садом с
павильонами в «готическом» или «турецком» вкусе.
Поздний Романтизм второй половины XIX в. проявил себя отчаянным
сопротивлением проникновению в сферу искусства промышленной технологии и
суррогатных материалов, обусловленному господством рационального,
прагматического буржуазного мышления. Не случайно наиболее сильным
романтическое движение было в Англии, стране раньше и острее других
столкнувшейся с негативными последствиями промышленной революции.
Предвестниками «нового романтизма» стали прерафаэлиты, Дмс. Рёскин и У.
Моррис, ратовавшие за возврат к «золотому веку»
Одоевский -В. Русские ночи. Л.: Нау-к», 1975, с. 7.
Гоголь Н. Об архитектуре нынешнего времени. Собр. соч.: В 6-ти т. М.:
Худ. лит., 1950, т. б, с. 39.
ручного ремесленного труда. Они и подго- товили новый взлет
Романтизма в искусстве Модерна (см. также «национальййй романтизм»).
БАРОККО (итал. barocco через исп. от
португ. baroco — причудливый, дурной, неправильный, испорченный).
Термин «барокко» имеет в истории искусства множество значений. Среди них
более узкие, для обозначения художественных стилей в искусстве различных
стран XVII-XVIII вв., либо более широкие — для определения вечно
обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления
в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора:
«человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко», «жизнь Барокко» (итал.
«La vita Barocca»). Наконец, в каждом времени, чуть ли не в каждом
историческом художественном стиле находят свой «период барокко» как этап
наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасное™ форм. И
все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах разных стран
и времен.
В наиболее известном значении Барокко — исторический художественный
стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-
XVII столетиях, а затем частично во Франции, а
также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. «Стиль Барокко»
замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем
соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм.
До рубежа XVI-XVII столетий Классицизм и Романтизм существовали как два
независимых, во всем противоположных художественных направления, две
тенденции художественного мышления. Но неисповедимые пути искусства таковы,
что именно в Барокко классические формы, сложившиеся еще в античности и
«возрожденные» в эпоху Ренессанса, стали трактоваться художниками по-
новому, «неправильно», необычно и приобрели нова- торское, подлинно
романтическое звучание.
Жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для
обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в середине XVI
в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого,
неуклюжего, фальшивого. В профессиональной среде французских художественных
мастерских baroquer — означало смягчать, растворять контур, делать форму
более мягкой, живописной. В качестве эстетической оценки это слово стало
применяться в XVIII столетии.
Формирование исторического стиля Барокко связано с кризисом идеалов
Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно изменяющейся
«картиной мира» на рубеже XVI—XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие
было в художественном отношении настолько сильным, что оно не могло
«исчезнуть совсем» или резко закончиться на каком-то определенном этапе. И
в этом противоречии суть всех коллизий художественного стиля Барокко.
Это была эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Ее
подготавливали великие географические и естественно-научные открытия:
изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1445), первое плавание
Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой морского пути
в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522), открытие
Коперником движения Земли вокруг Солнца, получившее широкую известность к
1533г., исследования Галилея, Кеплера, создание Исааком Ньютоном
классической механики.
Новые знания разрушили прежние представления, сложившиеся в античности
и ставшие идеалом Классицизма, о неизмен- 4 ной гармонии мира, о
замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. То,
что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах. До
этого времени человек был уверен, что Земля — плоское блюдце, а Солнце
восходит и заходит за его край, отчего его и не видно ночью. Теперь его
стали убеждать, что Земля круглая как шар и вращается вокруг Солнца. Но
ведь он продолжал видеть по-прежнему: плоскую: неподвижную землю и движение
небесных тел над головой. В обыденной жизни человек ощущал твердую
поверхность материальных тел, но ученые стали доказывать, что это всего
лишь видимость, а на самом деле — ничто иное, как множество отдельных
центров электрических сил. Было отчего прийти в смятение! В конце XVI
-начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук окончательно
расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре
которого находился сам человек.
Если в XV в. итальянский гуманист Пи-ко делла Мирандола утверждал в
«Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек
всемогущ и может «обозревать все... и владеть, чем пожелает! , то в XVII
столетии выдающийся мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь
«мыслящий тростник» и удел его трагичен, так как, находясь на грани двух
бездн «бесконечности и небытия», он не способен своим разумом охватить ни
то, ни другое, и оказывается чем-то «средним между всем и ничем... Он
улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни
конец»2. Какие противоположные суждения об одном и том же предмете.
Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610г.:
Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Эстетика Ренессанса. М.искусство, 1981, т. 1, с.
249.
2 Ларошфуко. Ф. де, Паскаль Б., Лабрюйер. Ж. д е М-:
Худ. лит., 1974, с. 121-126, 169, 153-156.
Все связи рвутся, все в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
Но еще в XVI столетии человек начал остро ощущать зыбкость и
неустойчивость своего положения, противоречия между видимостью и знанием,
идеалом и реальной действительностью, иллюзией и правдой. Не случайно в это
время возникла идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства,
чем резче оно отличается от увиденного в жизни, тем оно интереснее с
художественной точки зрения. Эта новая, барочная по духу эстетика заметно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26