Оценка бизнеса

 Основные этапы метода сравнительного анализа продаж

Метод сравнительного анализа продаж включает следующие этапы.

Этап 1. Выявление недавних продаж: сопоставимых объ­ектов на соответствующем сегменте земельного рынка. Оцен­щик изучает земельный рынок, проводит его сегментирование и определяет, к какому сегменту рынка относится объект оценки. Сегментирование рынка - это процесс разбивания рынка на секто­ра, расположенные на одной и той же географической территории, имеющие аналогичные или конкурирующие варианты землеполь­зования, схожие характеристики объектов и субъектов.

К характеристикам типичного для данного сегмента земельно­го участка относятся:

·        зонирование и разрешенные варианты землепользования;

·        потребительские свойства земель;

·        местоположение;

·        передаваемые юридические права собственности и др.

Характеристики типичного субъекта для данного сегмента земельного рынка включают:

·        инвестиционную мотивацию;

·        платежеспособность;

·        социально-юридический статус;

·        источники и формы финансирования;

·        предпочтения покупателей и др.

В результате сегментирования земельные участки делятся на:

·        используемые для целей садоводства и огородничества;

·        используемые для ведения личного подсобного хозяйства;

·        используемые для индивидуального жилищного строи­тельства;

·        используемые для строительства гаражей;

·        под объектами коммерческой недвижимости и т.п.

После сегментирования оценщик выявляет недавние продажи сопоставимых земельных участков на соответствующем сегменте земельного рынка, собирая информацию о ценах, котировках, спросе и предложении по продаже аналогичных участков земли. Рыночная информация о сделках купли-продажи земельных участ­ков может классифицироваться по однородным группам, исходя из таких признаков, как: территориальное положение, возможный ва­риант землепользования, потребительские свойства. Это позволяет по каждому сегменту сгруппировать продажи земельных участков с аналогичными вариантами использования или такими вариантами землепользования, которые конкурируют между собой на данной географической территории.

Для сравнения используется несколько проданных земельных участков. Обычно достаточно от трех до пяти аналогов, но большее число повышает достоверность оценки. В мировой практике метод сравнения стоимости основан, по крайней мере, на ценах трех не­давних сделок или на текущих ценах шести предложений.

Этап 2. Проверка информации о сделках с земельными участками. Отбор информации в целях повышения ее достоверности и получения подтверждения того, что совершенные сделки про­изошли в типичных рыночных условиях. Данные, собранные о продажах сравнимых земельных участков, должны быть подтвер­ждены одним из участников сделки (покупателем или продавцом) или посредником.

Кроме того, при выборе объекта-аналога обращают внимание на типичный срок экспозиции, независимость субъектов сделки, инвестиционную мотивацию. Инвесторы должны иметь аналогич­ные мотивы, а покупаемые земельные участки одинаковое назначе­ние. Для определения возможного использования объекта оценки сле­дует учитывать нормы зонирования. Например, если два земельных участка находятся в разных зонах, исключающих их одинаковое ис­пользование, они не могут рассматриваться как сравнимые.

Этап 3. Сравнение оцениваемого земельного участка с уча­стками, проданными на рынке, и внесение поправок с учетом различий между оцениваемым и каждым из сравниваемых уча­стков.

В той мере, в какой оцениваемый земельный участок отлича­ется от сопоставимого участка, в цену последнего необходимо вне­сти поправки, чтобы определить, за какую цену он мог бы быть продан, если бы обладал теми же характеристиками, что и оцениваемый участок. При корректировке фактических цен продаж срав­ниваемых объектов поправки производятся в цене сопоставимого участка. При этом необходимо ответить на вопрос: "За какую цену был бы продан сопоставимый земельный участок, обладай он теми же характеристиками, что и оцениваемый участок?" Когда срав­нимый земельный участок уступает оцениваемому участку, факти­ческая цена продажи первого должна быть увеличена до той вели­чины, за какую он был бы продан, обладая более высокими харак­теристиками оцениваемого земельного участка.

Оценка земельного участка путем сравнения с другими про­данными участками земли может проводиться двумя способами: по элементам сравнения или с помощью единиц сравнения.

Элементами сравнения называют характеристики земельных участков и условий заключения сделок с ними, которые влияют на величину цены продажи. Путем анализа сравнительных продаж определяется стоимость типичного (стандартного) земельного уча­стка, который выступает затем основой расчета стоимости других участков земли. В качестве типичного земельного участка может использоваться как реальный, так и гипотетический участок.

Для лучшей организации процесса сравнения рекомендован стандартный порядок анализа элементов сравнения. При сравне­нии земельных участков обычно рассматривают шесть элементов.

Права собственности. Поправка вносится при отягощении прав покупателя залогом или долгосрочной арендой.

Условия финансирования. Условиями сделки могут быть выплаты продавцом процента от кредита.

Условия продажи, корректировка на которые отражает не­ типичные для рынка отношения между продавцом и покупателем, а также обстоятельства, когда продавец и покупатель принимают свои решения относительно продажи или покупки земельного участка.

Дата продажи. При сравнении даты оценки с датой про­дажи аналогов, определяется,  осуществлялась ли сопоставимая продажа при таких же или изменившихся рыночных условиях. При этом могут вноситься две поправки, одна, учитывающая динамику
цен продаж на данный вариант землепользования, и другая – на местоположение земельного участка. Поправки обычно вносятся поквартально, за исключением периодов резких скачков цен.

5. Местоположение. При сопоставлении местоположения участков анализируется влияние окружения на конкурентоспособ­ность участков на рынке по физическим, социальным, экономиче­ским и даже политическим факторам.

Если сопоставимый участок находится в том же районе, что и оцениваемый, поправки, как правило, не вносятся. В редких случа­ях, когда участок расположен на краю района и на него воздейст­вуют выгодные либо негативные факторы, ни один из которых не затрагивает оцениваемого участка, необходимо вносить поправку. Если сопоставимый участок находится в другом районе, то необхо­димо провести анализ возможных различий между этими района­ми. Например, при жилой застройке учитываются такие факторы, как транспортная доступность, инженерное обеспечение, экология, престижность. Величина поправки вычисляется на основе анализа парных продаж.

6. Физические характеристики. В процессе сравнения выяв­ляются и рассматриваются только крупные физические различия, при этом необходим личный осмотр каждого из сопоставимых зе­мельных участков, наиболее точная корректировка на отличия фи­зических характеристик осуществляется методом корреляционно-регрессивного анализа.

При внесении поправки на размер участка определяется зависи­мость цены продажи одной сотки от площади земельного участка.

Способ типичного (стандартного) земельного участка широко используется для оценки участков приблизительно одного размера, которые сильно отличаются по элементам сравнения, например, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нений граждан.

Способ единицы сравнения. Поскольку земельные участки, приносящие доход, часто различаются по площади и размеру имеющихся улучшений, при проведении сравнения проданных участков с оцениваемым участком цены продаж выражаются в стоимости единицы сравнения. Единица сравнения используется также для быстрой информации инвесторов или потенциальных покупателей.

Например, стоимость земельного участка - 600 дол.
за одну сотку или стоимость жилья - 700 дол. за один квадратный метр площади.

При сделках с незастроенными земельными участками ис­пользуются следующие единицы сравнения:

Цена за I га - при продажах больших массивов земли сель­скохозяйственного или лесного назначения под промышленное ис­пользование, при разделении земельных массивов на стандартные участки.

Цена за 1 кв. м - при продажах земли в центрах городов под коммерческую застройку. Участки должны быть сопоставимы по важнейшим признакам: для офисных зданий - это доступ к транспортным магистралям и местам парковки, к другим офисным зданиям, банкам и т.п.; для складских помещений - доступ к транспортным коммуникациям.

Цена за один фронтальный метр часто применяется при оценке земли, предназначенной для торговых предприятий, а также предприятий сферы обслуживания. Общая стоимость земельного участка считается пропорциональной длине его границы по какой-либо улице или шоссе.

Цена за лот - цена за стандартные по форме и размеру зе­мельные участки в районах массовой жилой или дачной застройки. Колебания цен на стандартные по размеру и форме участки могут быть вызваны перепадами в рельефе, дренажными проблемами или опасностью паводков.

Цена за единицу плотности. Нормативные акты по зонирова­нию обычно ограничивают плотность застройки на различных уча­стках. На некоторых сегментах рынка это приводит к тому, что це­на котируется на основе максимальной плотности, разрешенной нормами зонирования, например на основе количества разрешен­ных для строительства единиц жилья.

При использовании метода единицы сравнения на основе ряда фактических продаж определяется средняя стоимость единицы сравнения для каждой однородной группы земельных участков. Средняя стоимость определяется путем расчета медианы (середины ранжированного ряда) или среднеарифметической величины цены продажи в расчете на одну единицу сравнения. Вели по какой-либо однородной группе земельных участков имеется мало сделок, то ее можно объединить с близкой по ценовому значению и целевому использованию другой группой участков. Метод единицы сравнения применяется в случаях, когда участки сильно отличаются друг от дру­га по размерам, но относительно схожи по другим параметрам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать