Сама процедура оценки не является наукой в чистом виде, когда при одних и тех же исходных данных всегда получается один и тот же результат, т.е. на лицо отсутствие нового выводного знания. Однако на результаты оценки оказывают влияния множеству субъективных факторов (квалификация лица, проводящего оценку, его интуиция, его понимание ситуации, дар предвидения и т.п.). Следовательно, деятельность по оценке имущества (объектов) можно назвать ремеслом, поскольку она находится на грани науки и искусства. Вследствие этого результаты оценки одного и того же объекта, полученные несколькими лицами, независимыми друг от друга, как правело не совпадают.
Исходя из теории и практики судебной экспертизы, а так же сложившейся практике и гражданского судопроизводства следует, что основная масса дел, рассматриваемых в судах по имущественным спорам или о возмещении ущерба владельцам транспортного средства, поврежденных при ДТП, требует проведения исследований, на уровне ремесла, поскольку для суда, при принятие решения по делу в целом, необходимо располагать сведениями о состоянии ТС или стоимости (сумме) восстановительного ремонта.
Как указывалось выше, определение остаточной стоимости транспортного средства или суммы восстановительного ремонта не может быть отнесено к судебно-экспертной деятельности и по этому рассмотрение дел данной категории в судах должно осуществляться с привлечением специалистов (экспертов), имеющих соответствующую подготовку.
В связи с выше перечисленным, в настоящей работе вводятся новое понятие эксперта, как носителя специальных знаний, который может использоваться в социально-экономической и правовой областях деятельности областях деятельности общества:
Эксперт – носитель специальных знаний в области науки, технике и т.д., который привлекается для решения различных задач на этапе досудебного разбирательства.
Эксперт может быть привлечен для решения соответствующих задач участниками процесса или судом в соответствии c гражданско-процессуальным правом.
К задачам эксперта – автотовароведа относятся:
- изучение и раскрытие закономерности ценообразования на исследуемом рынке;
- изучение и раскрытие закономерности снижения стоимости транспортного средства в результате эксплуатации, транспортировки, хранения, механического, термического, химического, и т.д. воздействия;
- исследования соответствия транспортного средства нормативно-технической, технологической, конструктивной, сопроводительной и другой документации, требование экологической безопасности;
-установление причин и времени изменение потребительских свойств объекта (образования имеющихся на транспортном средстве повреждений), имели ли они место в процессе рассматриваемого ДТП или каких либо других обстоятельствах;
-изучение механизма и размера уценки (уменьшение стоимости) объекта в результате изменения соответствия (повреждения при ДТП).
В заключениях эксперта устанавливаются непосредственно лишь промежуточные (побочные) обстоятельства (например: стоимость восстановительного ремонта автомобиля после ДТП) по отношению к главному факту (например: факт ДТП, виновность сторон) и оно выступает как косвенное доказательство.
Основной любой методике оценки является размер снижения стоимости (амортизация) в процессе эксплуатации транспортного средства. Нормы амортизации должны носить универсальный характер для любой сферы деятельности.
11.2 Общая характеристика легковых автомобилей
К легковым автомобилям относят пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя. Основными отечественными заводами-изготовителями их являются: Волжский автозавод (ВАЗ), г.Тольятти; запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), г.Запорожье; производственное объединение «Ижмаш», г.Ижевск; Горьковский автозавод (ГАЗ), г.Нижний Новгород, а также в г. Таразе; Ульяновский автозавод (УАЗ), г.Ульяновск; Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), г.Луцк, «Шкода» г. УстьКаменогорск, «НИВА» г. Семипалатинск и т.д.
Главными классификационными признаками для легковых автомобилей являются масса снаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя.
Основной номенклатурной характеристикой для конкретных разновидностей автомобилей является индекс модели. Принятая система обозначений включает сокращенное название завода-изготовителя, индекс класса автомобиля, номер его модели и модификацию, разновидность исполнения (например, ВАЗ-21083-01). Полный товарный адрес включает индекс и торговую марку рассматриваемой модели (например, ВАЗ-2121 Нива).
При характеристике типажа конкретных моделей по классам важнейшими ассортиментными признаками являются: предназначение автомобиля, колесная формула и компоновка, тип кузова (с числом мест и дверей).
Предназначение выражает функциональные возможности данной модели в части передвижения в различных дорожных условиях. По данному признаку различают автомобили общего назначения и автомобили повышенной проходимости.
Автомобили общего назначения предназначены для движения по дорогам различных категорий, преимущественно по автотрассам.
Автомобили повышенной проходимости могут двигаться вне дорог, предназначены для эксплуатации преимущественно в условиях сельской местности.
Проходимость автомобиля существенно зависит от конструктивного показателя, называемого «колесная формула».
Колесная формула указывает общее количество колес автомобиля (для легковых – обычно 4) и количество приводных (ведущих) колес. Автомобили общего назначения, как правило, имеют колесную формулу «4 х 2», то есть из четырех колес автомобиля ведущими являются два; автомобили повышенной проходимости конструируются по формуле «4 х 4» , то есть со всеми ведущими колесами. С колесной формулой увязывается компоновка автомобиля в целом.
Компоновка характеризует место расположения двигателя. Количество и положение приводных осей, конструкцию силовой и ходовой части автомобиля в целом. В легковых автомобилях отечественного производства применяются следующие компоновочные схемы:
· Заднее приводная с передним расположением двигателя (классическая) «4 х 2» - двигатель располагается спереди (продольно кузову над осью передних колес), привод на ведущие колеса задней оси осуществляется посредством карданного вала, расположенного в нише пола кузова. Примеры: ВАЗ-21013, ВАЗ-2105 и др.;
· Заднее приводная с задним расположением двигателя «4 х 2» - двигатель расположен в заднем отсеке кузова автомобиля, ведущими являются также колеса задней оси, которая находится рядом с двигателем. Пример: ЗАЗ-968М;
· Переднее приводная «4 * 2» - двигатель и трансмиссия располагаются непосредственно над передней осью, представляя собой общий силовой узел с выводом крутящего момента на передние ведущие колеса. Весь узел при этом компактно размещается в передней части кузова и ниша в полу кузова не требуется. Примеры: ВАЗ-2108, Москвич-2141 и др.;
· Полно приводная «4 * 4» - расположение двигателя и привода на заднюю ось аналогично классической схеме, для привода передней оси имеется раздаточная коробка и второй карданный вал. Пример: ВАЗ-2121, УАЗ-31512.
В настоящее время наиболее целесообразной для автомобилей малых классов считается переднее приводная компоновочная схема - прежде всего в силу высокого коэффициента полезного использования внутреннего объема кузова. В среднем классе этот показатель не так важен и здесь сохраняется в основном классическая компоновка.
Тип кузова определяется по взаиморасположению внутренних объемов, базе (расстояние между осями автомобиля), количеству рядов сидений и боковых дверей, возможности открытия (или снятия) верха, доступу в багажное отделение и в значительной мере – по внешней конфигурации.
Современные легковые автомобили в основном выпускаются с кузовами типа «седан», «хэтчбек» и «универсал».
«Седан» - закрытый двух- или четырех дверной кузов с двумя рядами сидений. Багажник полностью отделен от салона, доступ к багажнику - через специальную крышку (капот багажника).
Таблица 11.3 Типаж легковых автомобилей
Класс
Группа
Число мест
Классификационные признаки
Масса снаряженного автомобиля, кг.
Рабочий объем двигателя, л.
Особо малый
Малый
Средний
Большой
1
2
1
2
3
2+2
4
5
5
5
5
5 – 7
До 600
600 – 700
700 – 850
850 – 950
950 – 1050
1050 – 1500
1500 и более
До 0,85
0,85 – 1,1
1,1 – 1,3
1,3 – 1,5
1,5 – 1,8
1,8 – 3,5
3,5 и более
Менее распространенными названиями кузовов данного типа являются: «нотчбек», «салун», «берлина», «лимузин».
«Хэтчбек» - закрытый двух- или четырех дверной кузов с наклонной задней стенкой, в которой имеется открывающийся наверх люк, то есть «нечетная дверь». Багажник отделен горизонтальной съемной полкой в задней части салона. Задний ряд сидений может откидываться, при этом увеличивается пространство для размещения багажа. Менее распространенные названия кузовов данного типа: «комби», «лифтбек» и «свингбек».
«Универсал» - закрытый двух- или четырех дверной грузопассажирский кузов, в котором помещение для груза выполнено в общем объеме с салоном и может значительно увеличиваться путем складывания заднего ряда сидений. Доступ к багажу – через дополнительную дверцу («нечетную дверь») в заднем торце кузова. К «универсалам» относятся: ВАЗ-2121 (с двумя боковыми дверями), ВАЗ-2104 (с четырьмя боковыми дверями). Кузова данного типа называются также «стейшн вэгон», «фамильяле», «эстейт» и «бреак».
За последние годы самое широкое распространение в мире получили кузова типа «хэтчбек», сочетающие достоинства «седана» и «универсала», занимающие промежуточное положение между ними.
Потребительские свойства легковых автомобилей. В настоящее время в особо малом и малом классах производятся в основном переднее приводные автомобили с кузовами типа «хэтчбек». Рассмотрим их более подробно.
Особо малый класс представлен автомобилями ВАЗ-1111 и ЗАЗ-1102.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59