Последний приют поэта

Его и сейчас, как народную песню, поют и заслуженные артисты в

концертах и молодежь на гуляньях.

И где бы, кто бы его ни пел – оно всегда волнует до слез.

Каким надо быть великим мастером, чтобы так волновать человеческие

сердца!

А разве не знаменательно, что строки именно этого стихотворения, в

которых так полно, с такой художественной силой выражено чувство слияния с

природой, вспомнил во время своего космического полета советский космонавт

Герман Титов.

Если бы только одно это стихотворение было написано в «Домике», то и

тогда стены его были бы священны. Но здесь же, в этих стенах, написаны еще

и другие произведения – свидетельства кипучей деятельности гения.

Вся внутренняя жизнь Лермонтова, наполненная думами о судьбах родины,

о призвании поэта и его трудных путях, страстным стремлением к

деятельности, отразилась в последних сочинениях поэта, написанных в

«Домике».

Художественную ценность этих последних стихов Лермонтова с

изумительным мастерством определил Белинский: «...тут было все – и

самобытная живая мысль, одушевлявшая обаятельно-прекрасную форму, как

теплая кровь одушевляет молодой организм и ярким свежим румянцем проступает

на ланитах юной красоты; тут была и какая-то мощь, горделиво владевшая

собой и свободно подчинявшая идее своенравные порывы свои; тут была и эта

оригинальность, которая в простоте и естественности открывает собою новые,

дотоле неведомые миры, и которая есть достояние одних гениев; тут было

много чего-то столь индивидуального, столь тесно связанного с личностью

творца… Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы; все на месте, все

необходимо, потому что все перечувствовано, прежде чем сказано, все видено,

прежде чем положено на картину…»

Последнее свое стихотворение Лермонтов назвал «Пророк»:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья;

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Когда, в какие дни и часы написано это стихотворение? Вначале запись

сделана карандашом, как раздумье, как доверенные бумаге мысли. Потом оно

переписано чернилами. Может быть, это было уже в последние дни перед

дуэлью? Ведь после этого поэт больше ничего не написал… В альбоме

Одоевского остались чистыми 228 страниц!

«Пророк» – итог недолгой жизни Лермонтова и совсем краткой его

литературной деятельности.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. –

завещал Пушкин.

Следуя этому завету, 22-летний Лермонтов начал поэтическое поприще

обличением великосветских убийц своего великого учителя.

Стихотворение «Смерть поэта» прозвучало по всей России, как «колокол

на башне вечевой». «Чересчур вольнодумное», по мнению даже некоторых

расположенных к поэту лиц, оно зажигало сердца людей гневом и ненавистью к

«палачам свободы».

За смелое выступление Лермонтов поплатился ссылкой. Своего оружия

поэт, однако, не сложил. И не только не сложил, а беспрерывно оттачивал

его. И вот итог – новые ссылки... смертный приговор.

Лермонтов трезво оценивал действительность, но изменять своего

трудного пути не собирался. Почти перед самой дуэлью он говорил о

задуманных больших работах.

За несколько дней до дуэли в «Домик» зашел товарищ поэта по пансиону и

московскому университету – Николай Федорович Туровский.

«...Увлеченные живою беседой, мы переносились в студенческие годы, –

записал в своем дневнике Туровский. – Вспоминали прошедшее, разгадывали

будущее… Он высказывал мне свои надежды скоро покинуть скучный юг».

А как горячо беседовал поэт с профессором Дядьковским об английском

материалисте Бэконе, о Байроне.

Кто бы из товарищей, постоянно бывавших в «Домике», поверил, что

Мишель, всегда такой веселый, добрый, ласковый, часто насмешливый,

способный прямо-таки на детские шалости, – живет такой сложной внутренней

жизнью? Что ему и больно, и трудно? Ну, а если он так сказал, значит, так и

было: он никогда не лгал ни в жизни, ни в искусстве. Только чувства свои и

настроения поэт глубоко прятал даже от дружески расположенных к нему лиц.

Лишь случайно подсмотрел «чрезвычайно мрачное» лицо поэта один из

кавказских его знакомых, встретив на улице Пятигорска незадолго до дуэли.

На Кавказе, так им любимом и так прославленном, Лермонтову, в условиях

ненавистной военщины, нечего было ждать. Поэт понимал это и все-таки не

переставал надеяться.

В последнем письме, написанном в «Домике» за две недели до поединка,

Лермонтов писал бабушке: «То, что Вы мне пишете о словах г(рафа)

Клейнмихеля, я полагаю, еще не значит, что мне откажут отставку, если я

подам; он только просто не советует; а чего мне здесь еще ждать?

Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам».

Так и не узнал поэт, последнее распоряжение царя, которое обрекало его

на неизбежную гибель.

V

Некоторые свидетели последних дней жизни поэта уверяли, что Верзилины

устроили 13-го июля для Лермонтова и Столыпина прощальный вечер: друзья

перебирались в Железноводск. Там для них уже была приготовлена квартира и

взяты билеты на ванны.

Падчерица генерала Верзилина, Эмилия Александровна, впоследствии

вышедшая замуж за троюродного брага Лермонтова – Акима Павловича Шан-Гирея,

сохранила в памяти все подробности этого вечера. Да и можно ли было забыть

то, что явилось прелюдией к трагическому концу поэта?

Эмилии Александровне приходилось несколько раз выступать в печати с

рассказом об этом вечере. А сколько раз она рассказывала о нем в той самой

комнате, где все происходило! Сидела она на том же диване, на котором

сидела с Лермонтовым.

Вот ее рассказ:

«13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин и порешили не ехать

в собранье, а провести вечер дома, находя это приятнее и веселее. Я не

говорила и не танцовала с Лермонтовым, потому что и в этот вечер он

продолжал свои поддразнивания. Тогда, переменив тон насмешки, он сказал

мне: «М-lle Emilie, je vous en prie, un tour de valse seulement, pour la

derniere fois de ma vie»[13]. «Ну уж так и быть, в последний раз,

пойдемте». М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав,

уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также

отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык a qui mieux

mieux[14]. Несмотря на мои предостережения, удержать их было трудно. Ничего

злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова,

разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у

рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал

острить на его счет, называя его montagnard au grand poignard[15].

(Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так

случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard

раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его

сверкнули гневом: он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал

Лермонтову: «Сколько раз просил я Вас оставить свои шутки при дамах», и так

быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на

мое замечание: язык мой враг мой, М.Ю. отвечал спокойно: Се n'est rien;

demain nous serons bons amis.[16]

Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора. На другой

день Лермонтов и Столыпин должны были уехать в Железноводск. После уж

рассказывали мне, что, когда выходили от нас, то в передней же Мартынов

повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль что ли

вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно «да», и тут же назначили

день».

Тогда ли, у порога верзилинского дома, был назначен день дуэли, или о

нем договорились секунданты позднее – неизвестно. Дуэль неизбежна, вот что

поняли все в кружке Лермонтова, хотя серьезно к вызову Мартынова почти

никто не отнесся.

Такое впечатление вынес профессор Висковатов, беседуя со свидетелями

последних дней поэта.

«Ближайшие к поэту люди так мало верили в возможность серьезной

развязки, что решили пообедать в колонии Каррас[17] и после обеда ехать на

поединок. Думали даже попытаться примирить обоих противников в колонии у

немки Рошке, содержавшей гостиницу. Почему-то в кругу молодежи

господствовало убеждение, что все это шутка, – убеждение, поддерживавшееся

шаловливым настроением Михаила Юрьевича. Ехали скорее, как на пикник, а не

на смертельный бой», – писал Висковатов.

Васильчиков в разговоре с биографом тоже говорил, что участники дуэли

«так несерьезно глядели на дело, что много было допущено упущений».

Вспоминая через 31 год – в 1872 г. – преддуэльную обстановку, он

утверждал: «Мы (Столыпин и Глебов, – Е.Я.) считали эту ссору столь

ничтожной, что до последней минуты уверены были, что она кончится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать