Последний приют поэта

чувства не только в стихах, «но и в ежедневных светских и товарищеских

своих отношениях».

Художник Пален, участвовавший в Чеченской экспедиции в 1840 г., также

рассказывал о смелых и резких «осуждениях» Лермонтовым «известных всем

лиц».

Немецкий поэт Боденштедт читал письма поэта Глебову[9]. Он утверждал,

что в письмах этих, «были изречения, которые, сделавшись известны, могли бы

иметь серьезные последствия».

Если Лермонтов не постеснялся в разговоре со случайным спутником

высказать свое «жесткое мнение» о «высокопоставленном лице» – вполне

вероятно, что речь шла о самом царе, – то, надо думать, что в своей

квартире, среди товарищей, особенно в разговоре с декабристами, он мог

позволить себе суждения еще более откровенные, еще более «жесткие». Нам

остается только строить догадки.

Кто же были собеседники поэта? С кем он мог говорить о судьбах России

и ее народе, о философии Запада и Востока, о литературе?

Прежде всего, те из сосланных в 1826 г. на каторгу декабристов,

которые были переведены в 1837 г. из Сибири на Кавказ рядовыми в разные

полки. В 1841 г. многим из них разрешено было провести лечение на

Кавказских Минеральных водах.

По своим передовым взглядам, и по своей разносторонней образованности

это были выдающиеся люди России того времени.

Наиболее близким Лермонтову и наиболее им уважаемым был декабрист

Назимов.

Михаил Александрович Назимов, сосланный, на поселение в Сибирь на 20

лет, в 1837 г. вместе с другими товарищами попал на Кавказ и как рядовой

назначен в Кабардинский егерский полк. Высокообразованный, отличавшийся

высокими нравственными качествами, Назимов пользовался среди товарищей

огромным уважением и влиянием.

«Не много людей встречал я с такими качествами, талантами и прекрасным

сердцем, всегда готовым к добру, каким был Михаил Александрович», – говорил

о Назимове его товарищ, декабрист Лорер.

Связанный по «Северному обществу» с Рылеевым, А.А. Бестужевым и

другими декабристами, Назимов мог рассказывать собравшимся в «Домике» о

тайном обществе, о его вождях. Вероятно, расспрашивали его и о казни пяти

декабристов, которую ему пришлось наблюдать из окна камеры страшной

Петропавловской крепости.

Как и Лермонтов, Назимов отличался широтой политических и литературных

интересов. Вопросы, которых они касались в беседах, были, надо полагать,

самые разнообразные.

Споры между Лермонтовым и Назимовым возникали тогда, когда разговор

касался современного положения России. Об этих несогласиях вспоминал

позднее и сам Назимов.

«Над некоторыми распоряжениями правительства, коим мы (декабристы. –

Е.Я.) от души сочувствовали, он глумился», – писал Назимов.

Декабристы, несомненно, сочувствовали созданию в 1837-1838 г.г.

министерства по делам государственных крестьян и особого «Секретного

комитета» по крестьянским делам, деятельность которого они восприняли как

шаги для ликвидации крепостного права.

Еще одно распоряжение тех же лет – об издании в провинции первых газет

– «Губернских ведомостей» – также должно было вызывать сочувствие

декабристов.

Провинции впервые дана собственная пресса! Передовой русской

интеллигенцией это было воспринято как отрадное явление (в 1838 г.

«Губернские ведомости» стали издаваться в 42 губерниях). У Лермонтова же

эти «распоряжения правительства» вызывали только «глумление» и «насмешки».

А разве он не был прав? «Секретный комитет» далее обсуждения проектов не

пошел, а задачей «Губернских ведомостей» было формирование общественного

мнения провинции в духе, нужном правительству.

Как ни душило правительство Николая прогрессивную мысль, она

пробивалась наружу в разных формах. Ряд либеральных уступок, воспринятых

декабристами как «благостные» перемены в судьбах России, оказался для

правительства неизбежным. Но Лермонтов знал цену этим уступкам. Его

собственная судьба служила иллюстрацией действительному положению вещей.

Если в спорах с Назимовым, которого Лермонтов глубоко уважал, он

ограничивался шутками и насмешками, то с товарищами противоположного

настроения поэт мог быть очень резок.

«Я должен был показаться ему мягким добряком, ежели он заметил мое

душевное спокойствие и забвение всех зол, мною претерпенных», – вспоминал

декабрист Николай Иванович Лорер.

Несмотря на 11-летнюю каторгу и 5-летнюю службу рядовым на Кавказе,

Лорер не утратил присущего ему оптимизма. Этим же летом, произведенный в

прапорщики, он был в особенно благодушном настроении.

«Одним шагом я приблизился к свободе», – радостно повторял он.

Такого «забвения зол» Лермонтов не мог понять. Его боевой, страстной,

протестующей против всякого насилия натуре смирение было чуждо. Оптимист

Лорер подвергал, вероятно, резким его нападкам и насмешкам. Лорер уходил из

«Домика» несколько обиженный и все-таки продолжал бывать там ежедневно.

Лорер знал множество анекдотов, мастерски их рассказывал и часто каким-

нибудь остроумным словцом разряжал слишком накалившуюся атмосферу.

Два брата Беляевых, оба декабристы, также часто приходили в «Домик».

Со старшим из них – Александром Петровичем, – споры были неизбежны.

Александр Беляев доказывал, что крепостное право, – а о нем, несомненно,

было особенно много разговоров в «Домике», – можно уничтожить «на

религиозных началах». Лермонтов же мог только смеяться над идиллической

картиной падения рабства от евангельской проповеди. Впрочем, с А.П.

Беляевым были не только споры. Ведь он хорошо знал Александра Ивановича

Одоевского, с которым Лермонтов познакомился и подружился на Кавказе в

1837 г. Памяти Одоевского Михаил Юрьевич посвятил чудесное стихотворение:

Я знал его: мы странствовали с ним

В горах Востока и тоску изгнанья

Делили дружно.

(«Памяти А.И. Одоевского», 1839 г.).

Эти первые строки стихотворения приоткрывают душевное состояние

Лермонтова во время первой ссылки: она была для поэта далеко не веселым

путешествием по Кавказу.

Александр Беляев мог вспоминать об Одоевском, читать его стихи,

которые никогда не увидели света.

А сколько еще интересных людей бывало в «Домике»! Вот – поэт Александр

Николаевич Креницын. Прапорщик 18-го егерского полка, он был разжалован в

рядовые за организацию бунта в Пажеском корпусе. На Кавказе Креницын близко

сошелся с А.А. Бестужевым. После его смерти Александр Николаевич бережно

собрал портреты декабристов, присланные А.А. Бестужеву из Читинского

острога братом Николаем. Старший из братьев Бестужевых, Николай, в течение

многих лет рисовал в Сибири портреты участников заговора. Креницын переслал

портреты младшему Бестужеву, Павлу, в Петербург.

Об этих портретах, об авторе их, обо всей семье Бестужевых, из которой

вышли четыре брата-декабриста, а главным образом об Александре

Александровиче Бестужеве-Марлинском, несомненно, было много разговоров в

«Домике», когда приходил Креницын.

Не так часто, как другие декабристы, бывал в «Домике» Александр

Иванович Черкасов. Это был неутомимый собиратель фольклора, его живые

рассказы о народном творчестве собеседники слушали с увлечением.

Бывал здесь и декабрист А.И. Вегелин. Его в «Домике» прозвали

диктатором за нетерпимость к возражениям, слишком серьезный и важный вид.

Молодежь, а ведь Лермонтов и многие его товарищи были еще так молоды, во

всем находила повод для шуток.

Прозвища обычно придумывал Лермонтов.

«Всех окрестит по-своему», – вспоминал один из постоянных посетителей

«Домика» Николай Павлович Раевский, поручик Тенгинского полка, очень

любивший Михаила Юрьевича и впоследствии очень тепло вспоминавший о нем.

А какие живые, интересные беседы завязывались в «Домике», когда туда

приходили командир Нижегородского полка полковник С.Д. Безобразов и

художник Г.Г. Гагарин, известный своими прекрасными кавказскими рисунками.

Оба они совсем недавно участвовали в знаменитой в истории Кавказской

войны Черкейской экспедиции. Аул Черкей в Дагестане считался неприступным.

Шамиль будто бы уверял жителей аула, что они могут спать совершенно

спокойно, так как Черкея русским никогда не взять. Овладеть этим аулом было

действительно трудно. В 1841 г. аул был все же взят.

За эту экспедицию полковник Сергей Дмитриевич Безобразов был

представлен к производству в генералы. Очень простой, никогда не дававший

почувствовать разницу в чинах, Сергей Дмитриевич оставался среди товарищей

таким же живым собеседником, каким был всегда.

Для Лермонтова рассказы Безобразова и рисунки Гагарина были особенно

интересны: ведь он хорошо знал характер экспедиций и обстановку в горах.

Гагарин прожил в Пятигорске только до 20 июня и ежедневно бывал в

«Домике». С Лермонтовым и Трубецким занимался он еще в Петербурге

живописью. Среди совместных рисунков Гагарина и Лермонтова есть акварель

«Валерик». Сделана она в 1840 г. в Кисловодске по рассказам об этом бое

Лермонтова, только что вернувшегося из похода.

Искренний и благородный, Гагарин пришелся по душе поэту. Лермонтов и

живописью начал заниматься серьезно только после знакомства с Гагариным.

Европейски образованный художник мог рассказать много интересного.

Но если в «Домике» появлялся Руфим Иванович Дорохов, то все

«перевертывалось вверх дном». Бесшабашная голова, весельчак, остряк,

вспыльчивый до бешенства, страстный игрок в карты – Дорохов был всеобщим

любимцем.

Сын героя Отечественной войны 1812 г., знаменитого партизана, генерала

Ивана Семеновича Дорохова, Руфим Иванович был очень популярен на Кавказе. О

его храбрости создавались легенды. Дважды Дорохова разжаловали в рядовые, и

каждый раз исключительными подвигами он добивался освобождения «из-под

серой шинели».

Ему-то было о чем рассказывать в «Домике». В 1840 г. Дорохов и

Лермонтов участвовали в экспедиции против горцев. Дорохов командовал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать