Последний приют поэта

буквами на кумаче, повешенном над входом в музей. Они стали лозунгом в дни

войны.

XVIII

Что, в конце концов, были все те невзгоды в жизни «Домика», которые он

претерпел за сто лет своего существования, перед реальной в годы Великой

Отечественной войны угрозой – быть уничтоженным!

Опасность нависла над музеем, когда вражеские самолеты в конце лета

1942 года начали сбрасывать на Пятигорск бомбы. Было отмечено, что фашисты

бомбят не только военные объекты и промышленные здания, но и просто группы

советских людей. А к «Домику» в эти дни так тянулся народ... В саду часто

собиралась густая толпа выздоравливающих раненых из близлежащих госпиталей.

Это могло в любую минуту привлечь внимание немецких летчиков.

Но еще грознее сделалась опасность, когда захватчики прорвались на

земли Ставрополья. Фронт приближался к району Кавказских Минеральных Вод. С

боями отходили советские войска, эвакуировались госпитали, городские

учреждения, жители Пятигорска...

А мы?.. Сотрудники музея твердо знали: «Домик» оставить нельзя!

Экспонаты музея не удалось вывезти в безопасное место, и они нуждались в

охране. Но даже если бы они и были вывезены, ведь оставался «Домик». О нем-

то в первую очередь и предстояло позаботиться. В трудную для Родины годину

нельзя было позволить разорить эти дорогие стены, хранившие память великого

поэта.

Коллектив «Домика» чувствовал ответственность и за экспонаты

Ростовского музея изобразительных искусств.

Этот музей в декабре 1941 года был эвакуирован в Пятигорск. Вывезти

его дальше в осложнившихся условиях военной обстановки на Кавказе оказалось

невозможным. Двадцать шесть ящиков – большинство из них огромной тяжести –

с картинами, скульптурами и другими экспонатами нашли временный приют в

одном из сараев Лермонтовской усадьбы. С приближением фронта к Пятигорску

хранитель музея эвакуировался... Ростовские экспонаты оказались на

попечении коллектива «Домика Лермонтова», состоявшего в те дни из трех

женщин – директора и двух научных сотрудниц М.Ф. Николевой и Н.В. Калиевой.

Впрочем, в трудное военное время научные сотрудники выполняли в музее все

обязанности – от дежурства в кассе до проведения экскурсий по «Домику».

О Маргарите Федоровне Николевой следует несколько слов сказать особо.

Человек передовых революционных взглядов, большой образованности, она в

юности была близким другом Ф.Э. Дзержинского, знала В.И. Ленина и, будучи

петербургской курсисткой, помогала нелегально распространять ленинские

брошюры; была близка с Н.К. Крупской, переписывалась с нею. Много лет жизни

Николева посвятила изучению творчества Лермонтова, написала о нем книгу. Ко

времени, о котором идет речь, она – персональная пенсионерка весьма

преклонных лет – была эвакуирована из блокированного Ленинграда в

Пятигорск. Кроме М.Ф. Николевой в лермонтовской усадьбе нашли приют ее

племянница Н.А. Лискун, научный сотрудник Пушкинского дома Л.Н. Назарова,

доктор Макашина из Ростова и еще какой-то ленинградский журналист с женой

(фамилию его я забыла). В большом, выходящем на улицу доме была квартира

директора музея. Накануне вступления гитлеровцев в Пятигорск в одной из

комнат этого служебного дома была поселена Н.В. Капиева с семьей. Таким

образом, были люди, готовые охранять «Домик».

Сотрудники музея создали маленький «штаб», тогда никак не окрещенный,

а позднее, после освобождения Пятигорска, кем-то названный «Штабом спасения

«Домика Лермонтова». Разработали план: 1. Вывеску над воротами снять. 2. В

«Домике» поселить тех, кто в эти дни обитал в Лермонтовской усадьбе.

Кабинет Лермонтова сохранить неприкосновенным, придать ему вид чего-то

вроде кладовой, нагромоздить там старую мебель, пустые ящики. 3. Наиболее

ценные экспонаты, рисунки, утварь и т.д. надежно спрятать. 4. Установить во

дворе музея круглосуточное дежурство сотрудников и друзей «Домика».

Наступило 8 августа. Бои велись уже на ближайших подступах к

Пятигорску и в воздухе.

Вывеска музея снята и спрятана в подвал. «Домику» придали вид жилого

помещения. Ворота заперты на замок, дежурные впускали только друзей

«Домика», только тех, кто тревожился о его судьбе, хотел так или иначе ему

помочь: Е.А. Шан-Гирей, известного в городе врача А.А. Козерадского,

Л.П. Мытникову, жену хранителя Ростовского музея, художника Б.Н. Тарасенко,

доктора А.А. Волкову и еще несколько человек.

Приходящие друзья поселили в нас мучительную тревогу.

Зачем сняли вывеску? – спрашивали они. – Ведь все равно фашисты

узнают, что здесь был музей... Хуже будет. Скажут – хотели скрыть...

Что же, в самом деле, лучше? Оставить вывеску или снять? Как надежней

уберечь «Домик»? В конце концов, посовещавшись, решили: раз вывеска снята,

пусть так и остается. На всякий случай в книге приказов была сделана

запись: «Закрыть музей на ремонт». Приказ датирован месяцем раньше.

В два небольших ящика мы уложили все, что считали необходимым

спрятать: акварельные рисунки, которые, как тогда полагали, «являлись

подлинными рисунками Лермонтова (они как подлинники несколько лет

экспонировались в музее), иллюстрации известных художников к произведениям

Лермонтова, вещи, принадлежавшие семье Верзилиных.

Ящики забили и тщательно засыпали землей в траншеях бомбоубежищ,

которые были вырыты во дворе и в саду музея.

Некоторые менее ценные экспонаты убраны в одну из комнат большого дома

и в подвал «Домика».

В минуту грозной опасности, когда оккупанты уже входили в город,

пришел в «Домик» коммунист М.Л Крайников, в то время директор ростовской

бумажной фабрики, случайно не успевший эвакуироваться из Пятигорска. Чтобы

помочь ему, решили, что для видимости Крайникову следует «преобразиться» в

беспартийного служащего. Для этого ему было выдано удостоверение о том, что

он является сотрудником музея, оформлена трудовая книжка, сделана

соответствующая отметка в паспорте. Затем даны кое-какие канцелярские

принадлежности, книги. Со всем этим «имуществом» Крайников ушел в

Кисловодск, где его никто не знал. И там ему удалось пережить оккупацию,

сохранить в неприкосновенности свой партийный билет и даже оказать помощь

партизанам (как рассказывал командир партизанского отряда И.И. Пуд).

Родственница бывшей сотрудницы «Домика Лермонтова» Н.И. Бронштейн,

Полина Ивановна Бронштейн, тоже пришла в «Домик», когда ей и ее детям

грозила смертельная опасность.

Здесь укрывалась она в течение трех суток, уже в то время, когда музей

был открыт. А ведь кругом хозяйничали фашисты. По вечерам они приходили в

садик музея из соседних домов. Одного вечера никогда не забыть. Полина

Ивановна ночевала в «Домике». Дежурившая тогда Капиева пришла ко мне

смертельно бледная. Оказывается, Бронштейн во сне кашлянула, а в саду

сидели немцы... По счастью, губная гармошка — их излюбленное развлечение, –

видимо, заглушала другие звуки. Надо ли напоминать, что за укрывательство

евреев фашисты применяли одну меру наказания – расстрел[40].

Что только не пришлось прятать в музее! Сотрудники городской

библиотеки перенесли сюда наиболее ценные издания. Книги были укрыты в

сарае. Профессор Т.В. Прохоров, уезжая из Пятигорска в последние дни перед

оккупацией, сдал на хранение свою работу о творчестве А.А. Бестужева-

Марлинского. Уполномоченная домовладения № 14 по Советскому проспекту

попросила спрятать домовую книгу. Старик – сосед принес старинный цветного

стекла стакан...

Соседняя школа №8 даже бомбоубежище вырыла не у себя в школьном дворе,

а в саду музея, тоже, по-видимому, веря, что «Домик» неприкосновенен.

Нечего и говорить, что такая вера поднимала дух, но и увеличивала

ответственность.

Ночь с 8 на 9 августа… Город подвергся артиллерийскому обстрелу. До

рассвета гремели орудийные разрывы, слышалась перестрелка... Наши части

отступали с боями. Коллектив музея вместе со своими семьями, с детьми

провел эту ночь в подвале «Домика». До рассвета, по очереди, несли

дежурство во дворе Лермонтовской усадьбы.

Утро 9 августа. Молча сидим в библиотеке музея. Похоже, что мы присели

по старинному русскому обычаю перед дальней дорогой, чтобы, встав, сказать

«прощай» и пуститься в путь. Увы! Пути были отрезаны. Немцы уже входили в

Пятигорск.

Перед лицом «Домика», у стены, где находится мраморная доска со

словами: «Дом, в котором жил поэт М.Ю. Лермонтов», проведено было собрание

сотрудников музея, последнее перед оккупацией.

Вечер того же дня... Где-то поблизости, в городе, хозяйничает враг...

Осторожно открываем калитку, на которой так много лет висела спрятанная

теперь вывеска «Музей «Домик Лермонтова»...

Доносится затихающий рев танков, гул машин, тарахтенье мотоциклов...

Слышны и еще какие-то неясные, но для нас страшные звуки... Вдруг эти

отдаленные шумы разрывает четкий металлический выкрик: «Хальт!». Он не

относится к нам, мы невидимы в темноте, но он подействовал на нас как удар.

XIX

До 12 августа никто из оккупантов в Лермонтовскую усадьбу не заходил.

В этот день рано утром, на улице против музея остановилась немецкая машина.

Затем раздался громкий стук в калитку. М.Ф. Николева открыла. Вошел

гитлеровский офицер с переводчиком.

Немцы осмотрели усадьбу и заявили, что введут во двор свои машины.

Пока мы доказывали, что дворик музея, весь заросший розами и георгинами,

слишком для этого мал, грузовики уже въезжали, подминая колесами цветущие

кусты. Две машины разместились во дворе, две, обивая бортами стену

«Домика», пытались въехать в сад. Убедившись, что больше машин здесь не

удастся поместить, оккупанты начали устраиваться по-своему.

На левом каменном столбе ворот фашисты прикрепили табличку с

изображением двух скрещенных лошадиных голов на желтом фоне. Внизу стоял

войсковой номер – «506».

А на дверях музея «Домика» появилась наклейка с надписью на русском

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать