Последний приют поэта

Вот эта действенная помощь целого ряда организаций и отдельных лиц и

поставила впервые «Домик» на плодотворный путь научно-исследовательского

учреждения.

Хочется привести несколько фактов уже, так сказать, иного плана, но не

менее выразительных. Ремонт «Домика» пришлось тогда делать так называемым

«хозяйственным способом». Строительные организации города не пожелали

связываться с «мелочными работами». Все материалы и труд рабочих музей

оплачивал, поэтому, наличными деньгами, а они не всегда имелись на счету

«Домика». И вот однажды, когда срочно понадобилась значительная сумма,

секретарь музея З.А. Стоянова продала на эту сумму принадлежавшие ей

облигации и внесла взаимообразно деньги в музейную кассу. Не раз выручали

музей известный кавказовед, альпинист Я.И. Фролов и его жена...

Вспоминается и такой случай, может быть, и незначительный, но

удивительно трогательный. В «Домике» идет ремонт. Нужен алебастр... Нужен

немедленно, а его нигде нет! Между тем ремонт надо срочно заканчивать, так

как осталось всего несколько дней до уже объявленного просмотра новой

экспозиции. И что же? Ранним утром у калитки музея сотрудники обнаружили

ведро алебастра. Кто, какой почитатель Лермонтова поспешил прийти на помощь

«Домику»? Он так и остался неизвестным...

Чудесный бюст Лермонтова работы А.С. Голубкиной бесплатно получил

«Домик» от музея имени этого выдающегося русского скульптора.

Московская типография «Искры революции», вряд ли когда-либо ранее

слышавшая о «Домике» в Пятигорске, напечатала для него в кредит в 1938 году

виды лермонтовских мест. И одного имени поэта оказалось достаточным, чтобы

прийти музею на помощь. Превосходно выполненные глубокой печатью

иллюстрации послужили рекламированию «Домика» и дали некоторые денежные

средства.

Летом 1938 года в «Домике» побывал Алексей Николаевич Толстой. В

результате этого посещения в «Известиях» появилась статья «О музее «Домик

Лермонтова» в Пятигорске».

Под статьей стояли подписи: «А. Толстой, Д. Благой, Г. Гуковский,

В. Мануйлов, И. Оксенов, В. Кирпотин, М. Цявловский».

Вот о чем говорилось в этой статье: «В Пятигорске сохранился дом, в

котором Лермонтов провел последние дни своей жизни. В 1912 году этот дом

был куплен городскими организациями у частных владельцев и превращен в

Лермонтовский музей. С глубоким уважением относясь к памяти великого поэта,

трудящиеся проявляют большой интерес к «Домику Лермонтова». Число

посетителей особенно возросло за последние годы. В минувшем году с музеем

ознакомились свыше 65 тысяч посетителей. Это большей частью отдыхающие и

больные, которые съезжаются на курорты Минераловодской группы со всех

концов Советского Союза.

Вряд ли нужно доказывать, что «Домик Лермонтова» – музей всесоюзного

значения. Но до сих пор он находится в ведении Орджоникидзевского краевого

отдела народного образования. При всем своем желании крайоно, естественно,

не в состоянии обеспечить музей авторитетной научной консультацией и

необходимыми средствами. До сих пор, к сожалению, ни один из

государственных литературных музеев Москвы и Ленинграда по-настоящему не

заинтересовался судьбой «Домика Лермонтова» и не пришел к нему на помощь.

Недавно Пушкинское общество командировало в Пятигорск двух научных

сотрудников. Сейчас уже разработан план новой экспозиции музея. Этот план

соответствует современному состоянию наших знаний о Лермонтове.

Однако осуществление новой экспозиции чрезвычайно затруднено из-за

отсутствия средств, материалов и экспонатов. Необходима помощь центральных

музеев и всесоюзных организаций. Так, например, музею нужна мебель 30-40-х

годов XIX века. В Пятигорске такой мебели достать нельзя. А в музейных

фондах Русского музея в Ленинграде такая мебель в избытке хранится в

запасных кладовых.

Русский музей в Ленинграде и Институт литературы Академии наук СССР

могли бы передать «Домику Лермонтова» дублеты гравюр, изображающих дорожные

виды начала XIX века, Москву и Петербург 30-40-х годов, портреты писателей

– современников Лермонтова.

В витринах, посвященных кругу чтения Лермонтова, предположено

выставить современные ему издания Шекспира, Вольтера, Руссо, Байрона,

Вальтер-Скотта, Купера, Гете, Шиллера, Гюго, Сен-Симона, Диккенса, а также

первые издания Козлова, Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Рылеева и других

русских поэтов – предшественников Лермонтова. Этих книг в Пятигорске нет,

они не часто появляются в продаже даже в специальных магазинах старой книги

Москвы и Ленинграда. Но в обменных и запасных фондах Всесоюзной Ленинской

библиотеки в Москве и Публичной библиотеки в Ленинграде, в библиотеках

наших старейших университетов эти книги должны быть во многих экземплярах.

Неужели «Домику Лермонтова» нельзя передать необходимые издания?

Выставленные в витрине, эти книги принесут гораздо большую пользу, чем в

подвалах запасных и обменных фондов.

Всесоюзная книжная палата могла бы подобрать комплект советских

изданий Лермонтова... Без этих экспонатов раздел «Лермонтов и наша

современность» просто немыслим.

Наконец, театры, которые ставят пьесы Лермонтова: «Два брата»,

«Маскарад» и оперу «Демон», должны были бы прислать макеты постановок,

афиши, рецензии.

К 125-летию со дня рождения Лермонтова, которое исполняется в 1939

году, «Домик Лермонтова» должен стать музеем, достойным памяти великого

русского поэта. Для этого следует передать музей в ведение Академии наук

СССР или Наркомпроса РСФСР и отпустить необходимые средства для

реконструкции. Но и этого еще недостаточно – нужна помощь названных выше

музеев, библиотек и культурных учреждений. Мы надеемся, что они откликнутся

на наш призыв».

Призыв выдающегося писателя и виднейших лермонтоведов сыграл

положительную роль в дальнейшем повышении значения «Домика» как

литературного памятника.

Две юбилейные даты: 14 октября 1939 года (125-летие со дня рождения) и

27 июля 1941 года (100-летие со дня гибели Лермонтова) ставили тогда перед

музеем большие задачи. Готовясь к проведению этих юбилеев, «Домик» в 1938

году совместно с Госфилармонией на Кавказских Минеральных Водах приступил к

организации большого цикла литературно-музыкальных концертов с передвижной

выставкой. Концерты эти были проведены на всех курортах Минераловодской

группы при бескорыстном участии известного писателя, автора литературных

произведений, посвященных Пушкину и Глинке, А.Н. Новикова и московского

музыковеда Е.И. Кан.

Популярность «Домика» все возрастала. «Музей «Домик Лермонтова» в

Пятигорске пользуется огромным вниманием отдыхающих. Его ежедневно посещают

свыше 500 экскурсантов», – сообщала 8 июля 1938 года газета «Вечерняя

Москва».

«Сейчас в музее «Домик Лермонтова» в Пятигорске бывают ежедневно более

500 посетителей», – подтверждала 10 июля того же года «Курортная газета» и

добавляла при этом, что отдыхающие на курортах проявляют самый живой

интерес к работе музея.

«Домик Лермонтова» теперь уже никому не пришло бы в голову

разыскивать, как некогда, держа в руках роман Лермонтова «Герой нашего

времени». Музей стал главной достопримечательностью Пятигорска, известной

всей стране.

XVII

В 1939 году был закончен внутренний ремонт «Домика». По рисунку

Арнольди, сделанному в 1841 году, восстановлен балкон, выходивший из

столовой в сад[39]. Сняты железные решетки, вделанные в окна «Домика» в

1914 году после кражи из него серебряных венков (решетки эти постоянно

вызывали недоумение посетителей: не были ли они при Лермонтове, и не была

ли его квартира тюрьмой?).

Не сразу решился вопрос, что выставлять в «Домике». Как его

показывать? Некоторым крупным лермонтоведам хотелось тогда же превратить

его в мемориально-бытовой музей Сотрудники же «Домика» считали, что в

Пятигорске, где, как часто говорили посетители музея, сам воздух напоен

воспоминаниями о Лермонтове, необходим музей литературно-биографический. И

пока нет отдельного здания для такого музея, экспозиция с показом жизни и

творчества поэта должна быть развернута в «Домике»

С такой экспозицией и был 2 июня 1939 года открыт «Домик Лермонтова».

Популярность «Домика» была уже так велика, что часы работы в нем

пришлось установить с 8 утра до 8 вечера, и все-таки все уголки двора и

сада были постоянно заняты группами посетителей, ожидающих своей очереди...

В «Домике» одновременно находилось по нескольку экскурсий.

Пришлось задуматься над тем, что же будет дальше? Маленький, совсем не

капитального строительства, флигель подвергался опасности. Он просто мог

рухнуть...

Когда в докладе на юбилейной лермонтовской сессии в Институте русской

литературы в Ленинграде автором этих строк была названа цифра посещаемости

«Домика» в 1938 году – восемьдесят семь тысяч – и добавлено, что в 1939

году за один день, 15 октября, музей посетили 1256 человек, – зал

Пушкинского дома как бы дрогнул от сразу вырвавшегося у многочисленной

аудитории возгласа: «Ох!»

«Так его же в пыль могут разнести!» – раздались тревожные голоса.

Как некогда перед общественностью Пятигорска остро стоял вопрос о

спасении «Домика» от частных владельцев, так не менее остро встал теперь

вопрос о сохранении «Домика» в целостности.

Советская общественность, теперь уже, разумеется, не только

Пятигорска, начала компанию «за спасение «Домика». В центральных газетах

появились тревожные сигналы. «Сберечь ветхое, изношенное здание «Домика», –

требовала 5 октября 1939 года «Литературная газета». «Не могут ветхие стены

«Домика» в течение долгого времени выносить все увеличивающиеся приливы

народной любви», – писала 10 октября 1939 года газета «Комсомолец Татарии».

Лермонтоведы направили в «Литературную газету» «Письмо в редакцию», в

котором, между прочим, говорилось: «В «Домике», представляющем собою

ценнейшую реликвию, ютится Лермонтовский музей: стены увешаны портретами,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать