Вот эта действенная помощь целого ряда организаций и отдельных лиц и
поставила впервые «Домик» на плодотворный путь научно-исследовательского
учреждения.
Хочется привести несколько фактов уже, так сказать, иного плана, но не
менее выразительных. Ремонт «Домика» пришлось тогда делать так называемым
«хозяйственным способом». Строительные организации города не пожелали
связываться с «мелочными работами». Все материалы и труд рабочих музей
оплачивал, поэтому, наличными деньгами, а они не всегда имелись на счету
«Домика». И вот однажды, когда срочно понадобилась значительная сумма,
секретарь музея З.А. Стоянова продала на эту сумму принадлежавшие ей
облигации и внесла взаимообразно деньги в музейную кассу. Не раз выручали
музей известный кавказовед, альпинист Я.И. Фролов и его жена...
Вспоминается и такой случай, может быть, и незначительный, но
удивительно трогательный. В «Домике» идет ремонт. Нужен алебастр... Нужен
немедленно, а его нигде нет! Между тем ремонт надо срочно заканчивать, так
как осталось всего несколько дней до уже объявленного просмотра новой
экспозиции. И что же? Ранним утром у калитки музея сотрудники обнаружили
ведро алебастра. Кто, какой почитатель Лермонтова поспешил прийти на помощь
«Домику»? Он так и остался неизвестным...
Чудесный бюст Лермонтова работы А.С. Голубкиной бесплатно получил
«Домик» от музея имени этого выдающегося русского скульптора.
Московская типография «Искры революции», вряд ли когда-либо ранее
слышавшая о «Домике» в Пятигорске, напечатала для него в кредит в 1938 году
виды лермонтовских мест. И одного имени поэта оказалось достаточным, чтобы
прийти музею на помощь. Превосходно выполненные глубокой печатью
иллюстрации послужили рекламированию «Домика» и дали некоторые денежные
средства.
Летом 1938 года в «Домике» побывал Алексей Николаевич Толстой. В
результате этого посещения в «Известиях» появилась статья «О музее «Домик
Лермонтова» в Пятигорске».
Под статьей стояли подписи: «А. Толстой, Д. Благой, Г. Гуковский,
В. Мануйлов, И. Оксенов, В. Кирпотин, М. Цявловский».
Вот о чем говорилось в этой статье: «В Пятигорске сохранился дом, в
котором Лермонтов провел последние дни своей жизни. В 1912 году этот дом
был куплен городскими организациями у частных владельцев и превращен в
Лермонтовский музей. С глубоким уважением относясь к памяти великого поэта,
трудящиеся проявляют большой интерес к «Домику Лермонтова». Число
посетителей особенно возросло за последние годы. В минувшем году с музеем
ознакомились свыше 65 тысяч посетителей. Это большей частью отдыхающие и
больные, которые съезжаются на курорты Минераловодской группы со всех
концов Советского Союза.
Вряд ли нужно доказывать, что «Домик Лермонтова» – музей всесоюзного
значения. Но до сих пор он находится в ведении Орджоникидзевского краевого
отдела народного образования. При всем своем желании крайоно, естественно,
не в состоянии обеспечить музей авторитетной научной консультацией и
необходимыми средствами. До сих пор, к сожалению, ни один из
государственных литературных музеев Москвы и Ленинграда по-настоящему не
заинтересовался судьбой «Домика Лермонтова» и не пришел к нему на помощь.
Недавно Пушкинское общество командировало в Пятигорск двух научных
сотрудников. Сейчас уже разработан план новой экспозиции музея. Этот план
соответствует современному состоянию наших знаний о Лермонтове.
Однако осуществление новой экспозиции чрезвычайно затруднено из-за
отсутствия средств, материалов и экспонатов. Необходима помощь центральных
музеев и всесоюзных организаций. Так, например, музею нужна мебель 30-40-х
годов XIX века. В Пятигорске такой мебели достать нельзя. А в музейных
фондах Русского музея в Ленинграде такая мебель в избытке хранится в
запасных кладовых.
Русский музей в Ленинграде и Институт литературы Академии наук СССР
могли бы передать «Домику Лермонтова» дублеты гравюр, изображающих дорожные
виды начала XIX века, Москву и Петербург 30-40-х годов, портреты писателей
– современников Лермонтова.
В витринах, посвященных кругу чтения Лермонтова, предположено
выставить современные ему издания Шекспира, Вольтера, Руссо, Байрона,
Вальтер-Скотта, Купера, Гете, Шиллера, Гюго, Сен-Симона, Диккенса, а также
первые издания Козлова, Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Рылеева и других
русских поэтов – предшественников Лермонтова. Этих книг в Пятигорске нет,
они не часто появляются в продаже даже в специальных магазинах старой книги
Москвы и Ленинграда. Но в обменных и запасных фондах Всесоюзной Ленинской
библиотеки в Москве и Публичной библиотеки в Ленинграде, в библиотеках
наших старейших университетов эти книги должны быть во многих экземплярах.
Неужели «Домику Лермонтова» нельзя передать необходимые издания?
Выставленные в витрине, эти книги принесут гораздо большую пользу, чем в
подвалах запасных и обменных фондов.
Всесоюзная книжная палата могла бы подобрать комплект советских
изданий Лермонтова... Без этих экспонатов раздел «Лермонтов и наша
современность» просто немыслим.
Наконец, театры, которые ставят пьесы Лермонтова: «Два брата»,
«Маскарад» и оперу «Демон», должны были бы прислать макеты постановок,
афиши, рецензии.
К 125-летию со дня рождения Лермонтова, которое исполняется в 1939
году, «Домик Лермонтова» должен стать музеем, достойным памяти великого
русского поэта. Для этого следует передать музей в ведение Академии наук
СССР или Наркомпроса РСФСР и отпустить необходимые средства для
реконструкции. Но и этого еще недостаточно – нужна помощь названных выше
музеев, библиотек и культурных учреждений. Мы надеемся, что они откликнутся
на наш призыв».
Призыв выдающегося писателя и виднейших лермонтоведов сыграл
положительную роль в дальнейшем повышении значения «Домика» как
литературного памятника.
Две юбилейные даты: 14 октября 1939 года (125-летие со дня рождения) и
27 июля 1941 года (100-летие со дня гибели Лермонтова) ставили тогда перед
музеем большие задачи. Готовясь к проведению этих юбилеев, «Домик» в 1938
году совместно с Госфилармонией на Кавказских Минеральных Водах приступил к
организации большого цикла литературно-музыкальных концертов с передвижной
выставкой. Концерты эти были проведены на всех курортах Минераловодской
группы при бескорыстном участии известного писателя, автора литературных
произведений, посвященных Пушкину и Глинке, А.Н. Новикова и московского
музыковеда Е.И. Кан.
Популярность «Домика» все возрастала. «Музей «Домик Лермонтова» в
Пятигорске пользуется огромным вниманием отдыхающих. Его ежедневно посещают
свыше 500 экскурсантов», – сообщала 8 июля 1938 года газета «Вечерняя
Москва».
«Сейчас в музее «Домик Лермонтова» в Пятигорске бывают ежедневно более
500 посетителей», – подтверждала 10 июля того же года «Курортная газета» и
добавляла при этом, что отдыхающие на курортах проявляют самый живой
интерес к работе музея.
«Домик Лермонтова» теперь уже никому не пришло бы в голову
разыскивать, как некогда, держа в руках роман Лермонтова «Герой нашего
времени». Музей стал главной достопримечательностью Пятигорска, известной
всей стране.
XVII
В 1939 году был закончен внутренний ремонт «Домика». По рисунку
Арнольди, сделанному в 1841 году, восстановлен балкон, выходивший из
столовой в сад[39]. Сняты железные решетки, вделанные в окна «Домика» в
1914 году после кражи из него серебряных венков (решетки эти постоянно
вызывали недоумение посетителей: не были ли они при Лермонтове, и не была
ли его квартира тюрьмой?).
Не сразу решился вопрос, что выставлять в «Домике». Как его
показывать? Некоторым крупным лермонтоведам хотелось тогда же превратить
его в мемориально-бытовой музей Сотрудники же «Домика» считали, что в
Пятигорске, где, как часто говорили посетители музея, сам воздух напоен
воспоминаниями о Лермонтове, необходим музей литературно-биографический. И
пока нет отдельного здания для такого музея, экспозиция с показом жизни и
творчества поэта должна быть развернута в «Домике»
С такой экспозицией и был 2 июня 1939 года открыт «Домик Лермонтова».
Популярность «Домика» была уже так велика, что часы работы в нем
пришлось установить с 8 утра до 8 вечера, и все-таки все уголки двора и
сада были постоянно заняты группами посетителей, ожидающих своей очереди...
В «Домике» одновременно находилось по нескольку экскурсий.
Пришлось задуматься над тем, что же будет дальше? Маленький, совсем не
капитального строительства, флигель подвергался опасности. Он просто мог
рухнуть...
Когда в докладе на юбилейной лермонтовской сессии в Институте русской
литературы в Ленинграде автором этих строк была названа цифра посещаемости
«Домика» в 1938 году – восемьдесят семь тысяч – и добавлено, что в 1939
году за один день, 15 октября, музей посетили 1256 человек, – зал
Пушкинского дома как бы дрогнул от сразу вырвавшегося у многочисленной
аудитории возгласа: «Ох!»
«Так его же в пыль могут разнести!» – раздались тревожные голоса.
Как некогда перед общественностью Пятигорска остро стоял вопрос о
спасении «Домика» от частных владельцев, так не менее остро встал теперь
вопрос о сохранении «Домика» в целостности.
Советская общественность, теперь уже, разумеется, не только
Пятигорска, начала компанию «за спасение «Домика». В центральных газетах
появились тревожные сигналы. «Сберечь ветхое, изношенное здание «Домика», –
требовала 5 октября 1939 года «Литературная газета». «Не могут ветхие стены
«Домика» в течение долгого времени выносить все увеличивающиеся приливы
народной любви», – писала 10 октября 1939 года газета «Комсомолец Татарии».
Лермонтоведы направили в «Литературную газету» «Письмо в редакцию», в
котором, между прочим, говорилось: «В «Домике», представляющем собою
ценнейшую реликвию, ютится Лермонтовский музей: стены увешаны портретами,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33