Последний приют поэта

Георгиевска), куда и перевез некоторые вещи, в том числе лермонтовские стол

и кресло.

Аким Павлович женился на Эмилии Александровне, падчерице Верзилина.

Вещи из Столыпиновки были перевезены в Пятигорск.

Евгения Акимовна вспоминала, что стол и кресло были вывезены из имения

не сразу. Но как-то Акиму Павловичу взгрустнулось, и ему захотелось, чтобы

дорогие для него вещи брата и друга были около него. Он перевез их в

Пятигорск и, когда барский дом в Столыпиновке сгорел, то Аким Павлович, не

горюя о потере дома, радовался, что реликвии удалось вовремя увезти.

Евгения Акимовна, в замужестве Казьмина, уезжая с мужем в Персию,

оставила лермонтовские вещи на хранение своим друзьям. Как хранились эти

вещи, можно судить по рассказу тел лиц, которым было поручено перевезти их

в музей.

Стол и кресло хранились в кладовой со всяким хламом, причем сукно с

крышки стола было сорвано, как сказала «хранительница» реликвий, чтобы не

разводилась моль. На столе оказались прожоги от самоварных углей. Прислуга

сообщила, что она всегда ставила самовар на этом столе... В таком виде и

поступили самые ценные экспонаты в Лермонтовский музей.

Кавказское горное общество горячо взялось за организацию музея, но оно

было временным хозяином, о чем городская управа и напомнила ему в апреле

1913 года.

25 апреля этого года Пятигорская дума вынесла постановление:

«Открыть с 1 января 1914 года в доме Лермонтова городскую библиотеку

(в большом доме) и музей Лермонтова. Ассигновать единовременно на

приобретение книг 6000 руб. и ежегодно по 4500 руб. на содержание этих

учреждений и избрать особую комиссию в составе 6 лиц для организации и

ближайшего заведования домиком Лермонтова с библиотекой и музеем имени

поэта».

Но город не успел ничего сделать: разразилась война, бюджет города

резко сократился. Музей так и остался в том первоначальном состоянии, в

какое успело привести его Кавказское горное общество. Библиотека же совсем

не была создана.

Столетие со дня рождения Лермонтова в 1914 году предполагалось

отметить широко, но война помешала этому. Однако в журналах и газетах

появилось огромное количество статей, заметок, стихов. Было издано много

книг и брошюр.

Какие только темы не затрагивались в этой юбилейной литературе! А о

«Домике» вспомнили немногие. Кроме местных газет, кажется, только одна

нижегородская газета уделила «Домику» несколько строк. Да в 3-4 журналах

появились фотографии «Домика» с очень кратким текстом.

А «Домик» Лермонтова находился в это время в самом плачевном

состоянии. Московский журналист Яков Львов с большой грустью писал об этом

в статье «Великие тени», напечатанной в местной газете «Пятигорское эхо»:

«Музей и «Домик Лермонтова» в Пятигорске в виде достаточно неинтересном.

Никто о них не знает, где они.

Есть лермонтовский алебастровый завод, был лермонтовский кафе-

шантан[29], но нет музея...»

Собственно, хозяйничал в это время в «Домике» банковский курьер,

нанятый за 5 рублей в месяц охранять всю Лермонтовскую усадьбу, благо, банк

был близко.

Курьер и давал экскурсантам в «Домике» объяснения. Рассказы его были

самые фантастические, вроде того, что «Домик» строила для Лермонтова его

бабушка. Или, что находившиеся в музее Кавказского горного общества (в

доме, выходившем на улицу) коллекции бабочек собраны Лермонтовым на Машуке,

что оленьи рога – якобы рога тура, которого Лермонтов убил на охоте в

горах...

С отголосками этих «объяснений» приходилось сталкиваться еще 25-30 лет

назад. Посетители спрашивали и очень настойчиво: где бабочки, которых

наловил Лермонтов, когда ходил к источнику пить воду? Где рога? Где орел?

Разубедить этих посетителей было трудно. В течение многих лет они

верили и были убеждены, что «драгоценные экспонаты» просто не сумели

сберечь.

Сравнительно недавно автору пришлось слышать от одного умного,

культурного человека такие слова, сказанные не то с упреком, не то с

горечью:

«А куда делся портрет Шамиля? Прекрасно исполненный, большой такой

портрет. Я хорошо его помню».

Да, портрет Шамиля тоже был в музее Горного общества, из которого

потом вырос ныне существующий Краеведческий музей.

Объяснения сторожа никого не тревожили, никто его не проверял, а он

смотрел на посетителей лермонтовского жилища только как на источник дохода.

Ему некогда было следить за экспонатами.

Тогда-то и были украдены со стен «Домика» серебряные венки.

В кресле Лермонтова посетители отдыхали. На стенах расписывались.

Побывавший в «Домике» 15 июля 1914 года известный лермонтовед

профессор Л.П. Семенов был свидетелем, как сторож давал объяснения «всем,

кто приходил к жилищу поэта».

Профессор очень подробно описал свое посещение «Домика».

«С кладбища иду в Лермонтовский домик. Он находится на Лермонтовской

улице, во дворе. Над входом, ведущим во двор, прикреплена мраморная доска с

краткой надписью:

Дом, где жил и скончался (?) поэт

М.Ю. Лермонтов.

Приобретен городом в 1912 г.

Вхожу в первую комнату. В ней два окна, выходящие во двор. На стенах

венки, фотографические снимки. В одном углу икона и небольшой круглый

столик; возле столика на полу – два плоских куска от дерева, росшего при

жизни поэта под окном его комнаты и теперь спиленного. Эта комната

непосредственно сообщается с другой, та поменьше – ее окно также выходит на

двор, у окна ломберный стол, возле него на подоконнике прикреплен клочок

бумаги с надписью: «Стол из квартиры княжны Мери» («Герой нашего времени»).

Рядом, напротив двери, диван, обтянутый дешевой материей, уже пришедшей в

ветхость, на спинке дивана тоже клочок бумаги, гласящий: «Диван из квартиры

княжны Мери». В углу, направо от дивана, большое разбитое зеркало. На нем

бумажка с пояснением: «Зеркало из квартиры княжны Мери». На стенах венки.

Разумеется, найдутся посетители, которые не усомнятся в том, что этот

стол, диван и зеркало принадлежали действительно княжне Мери, верят же в

это лица, заведующие Домом Лермонтова»,

Профессор Семенов выражал опасение, «что этому домику грозит опасность

сделаться складом ненужных предметов, – предметов, замечательных только

тем, что ими владели действительные или предполагаемые прототипы героев

поэта и его современники». Профессор добавлял, что такая опасность

существует, и привел в пример статью в местной газете «Кавказский край», в

которой сообщалось, что в Лермонтовский домик будет передан мундир генерала

Верзилина.

«Две другие комнаты этого домика выходят окнами в сад. В большей –

кабинете поэта – два окна[30], в меньшей – одно. На стенах – портреты

Лермонтова, венки. В кабинете, между окнами, – письменный стол Лермонтова.

Налево, в углу, – его кресло. Крышка стола голая, и только в одном месте

сохранился едва заметный клочок зеленого сукна».

Профессор заходил в «Домик» дважды, и оба раза посетителей было

немного. Объяснения давал сторож.

XIV

Кто же посещал «Домик Лермонтова» в те первые годы существования

музея?

Журналист М.О. Пантюхов вспоминает, как он в 1926 году зашел в «Домик»

и, заинтересовавшись дореволюционными книгами для записи впечатлений,

получил и просмотрел «целую охапку книг, толстых, выцветших, в потрепанных

переплетах...»[31]

«Мне сейчас, конечно, очень трудно вспомнить все то, что я перечитал в

этих книгах, написанных в разное время, разными людьми, разными почерками,

– пишет М.О. Пантюхов. – Но общее впечатление у меня осталось такое:

большинство дореволюционных записей говорит о том, как, в сущности, мало

знали, ценили и уважали великого поэта. Большинство записей сделано

школьниками, гимназистами, реалистами, кадетами, и в них хрестоматийный

Лермонтов. Вот одна из записей, запомнившаяся мне: «По небу полуночи ангел

летел и тихую песню он пел»... Подпись – гимназист 6-го класса, и следует

фамилия.

Ни одного слова о Лермонтове, о своих чувствах, о своем впечатлении.

Этакое убожество мысли!

В других записях школьники писали несколько лучше, подробнее,

цитировали стихи Лермонтова, но и в этих записях Лермонтов не выходил за

рамки хрестоматий, рекомендованных министерством народного просвещения для

школ.

Вспоминается запись двух офицеров Нижегородского полка, которые,

выражая, сожаление о смерти Лермонтова, одобрительно похлопывали его по

плечу за то, что он поступил по долгу чести, как настоящий нижегородец, и

что они, поэтому, гордятся им.

Но вот крепко врезавшаяся в память запись в книге не то 1912, не то

1913 года.

Красивым, четким, канцелярским почерком записано: «Сего числа «Домик

М.Ю. Лермонтова» посетил его высокопревосходительство министр земледелия с

супругой. Его высокопревосходительство остался очень доволен осмотром.

Адъютант штаб-ротмистр...» и дальше собственноручная запись супруги

царского министра; «Ах, молодежь, до чего доводит ваша горячность и

легкомысленность. Об этом говорит трагическая судьба поэта-офицера

Лермонтова...»

Характеристика посетителей «Домика» в годы 1912-1915, данная

г. Пантюховым, в общем, верна. Ведь его посетителями были, главным образом,

лица, приезжавшие на Кавказские Минеральные Воды кто для лечения, а кто

просто, чтобы поразвлечься. Они заходили в «Домик» чаще не потому, что их

влекла туда любовь к поэту, а чтобы отдать дань времени.

Трудовая интеллигенция, хорошо знавшая и горячо любившая поэта, не

очень часто попадала тогда на курорты, потому в «Домике» ее бывало немного.

Такие посетители, как профессор Семенов, журналист Яков Львов, артист

студии Станиславского Литвинов были исключением, и не они определяли

массовый облик посетителей «Домика».

Простым же трудовым русским людям курорты были совсем недоступны. Они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать