5. Какие синонимы имеет понятие «функция»?
6. Что такое сверхточное измерение?
7. Возможны ли сверхточные измерения в юриспруденции, и если да, то какие (привести примеры)?
8. Какие практические шаги следуют в результате применения сверхточных измерений в юриспруденции?
9. Что такое статистическая закономерность (или просто закономерность)?
10. Что такое диаграмма Парето?
11. Что такое карта контроля качества?
12. Что такое корреляционная связь и в чем ее отличие от функциональной?
13. С помощью каких коэффициентов можно измерить силу корреляционной связи?
14. Что такое линейный коэффициент корреляции?
15. Для каких целей используются эмпирическое корреляционное отношение, множественный коэффициент корреляции, коэффициенты ассоциации и контингенции, коэффициент взаимной сопряженности Пирсона-Чупрова, а также коэффициент Фехнера, коэффициент Спирмена, коэффициент корреляции Кендалла?
16. Что такое положительная и отрицательная корреляция?
17. Что такое линейная и нелинейная корреляционная связь?
18. При каких значениях линейного коэффициента корреляции связь отсутствует?
19. При каких значениях линейного коэффициента корреляции связь практически отсутствует?
20. Всегда ли низкий коэффициент корреляции однозначно свидетельствует о практическом отсутствии связи?
21. С помощью, какой функции можно оценить силу корреляционной связи?
22. Что такое регрессионный анализ, и чем он отличается от корреляционного?
23. Что характеризуют параметры линейного уравнения регрессии - коэффициент регрессии (наклон) и свободный член (сдвиг)?
24. Что такое коэффициент детерминации и в чем его отличие от коэффициента корреляции, для каких целей он используется?
25. С помощью, каких инструментов проверяется надежность статистических оценок (параметров уравнения, коэффициента корреляции, коэффициента детерминации и всего уравнения в целом)?
26. Что такое многомерный регрессионный и корреляционный анализ?
27. Что такое коэффициент эластичности?
28. Как измеряется коэффициент эластичности (точечный, дуговой, средний)?
29. Что такое таблица временного ряда и кросс-секционная (пространственная) таблица?
30. Что такое спецификация регрессионной модели?
31. Влияет ли степень неравенства в распределении доходов населения на динамику структурных составляющих преступности, и если да, то каких и почему?
32. Какие факторы, оказывающие влияние на преступность, выделяет А.Л.Чижевский? На чем основываются его утверждения и достойны ли внимания?
33. Какие факторы, оказывающие влияние на преступность, выделяет П.А.Сорокин? На чем основываются его утверждения и достойны ли внимания?
34. Какие факторы, оказывающие влияние на преступность, выделяет З.Фрейд? На чем основываются его утверждения и достойны ли внимания?
35. Какие факторы, оказывающие влияние на преступность, выделяет Э.Дюркгейм? На чем основываются его утверждения и достойны ли внимания?
36. Какие факторы, оказывающие влияние на преступность, выделяет Р.К.Мертон? На чем основываются его утверждения и достойны ли внимания?
37. Какие факторы, оказывающие влияние на преступность, выделяли К.Маркс и Ф.Энгельс, В.И.Ленин? На чем основываются их утверждения и достойны ли внимания?
38. Какие факторы, влияющие на преступность, выделяет С.Г.Ольков? На чем основываются его утверждения и достойны ли внимания?
39. Чем отличаются простые модели объяснения преступности от сложных, в чем их достоинства и недостатки?
40. В чем достоинства и недостатки экономических моделей объяснения преступного поведения?
41. В чем достоинства и недостатки правительственной политики нацеленной на подавление инфляции безработицей? В каких пределах должна простираться такая политика?
42. Как связаны между собой экономическая активность и степень неравенства в распределении доходов?
43. Насколько полезно и насколько вредно неравенство в распределении доходов?
II. Студенты должны уметь:
1. Строить функциональные зависимости между различными переменными линейного и нелинейного вида.
2. Проводить спецификацию корреляционно-регрессионных моделей и устанавливать статистические закономерности.
3. Измерять силу корреляционных связей.
4. Интерпретировать параметры регрессионных уравнений.
5. Строить диаграммы рассеяния (разброса).
6. Оценивать статистическую значимость оценок в корреляционно-регрессионных моделях?
7. Вычислять коэффициенты эластичности и интерпретировать их.
8. Проводить сверхточные измерения в юриспруденции (там, где это возможно).
9. Различать описательные и аналитические модели, объясняющие «поведение» преступности и её структурных составляющих.
10. Получать первичные статистические данные, и приводить их к удобному для моделирования виду (через временные ряды или кросс-секционный анализ).
11. Интерпретировать отрицательный сдвиг (свободный член в уравнении регрессии).
Основная литература:
1. Колесников А.Н. Краткий курс математики для экономистов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. С.7-47, 61-147.
2. Ольков С.Г. Аналитическая криминология. – Казань: Институт экономики, управления и права, 2007.
Литература полезная для уяснения содержания лекции:
1. Ольков С.Г. Математическое моделирование в юриспруденции, этике и девиантологии. – Тюмень: НИИ АМЮ ТГНГУ-ТНЦ СО РАН, 2006. С. 119-143; 194-209.
2. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. С. 53-72.
3. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel/Г.В.Горелова, И.А.Кацко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 277-278.
4. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. В трех томах. Том. 1. – СПб: Издательство «Лань», 1997. С. 93-441.
Содержание лекции:
1. Изучение функциональных связей.
Принцип всеобщего детерминизма утверждает, что у всякого следствия есть причина, а, значит, преступность и структурные элементы её составляющие детерминируются (обуславливаются) какими-то конкретными факторами, которые оказывают строго определенное влияние на данное социально-правовое явление. Когда мы смотрим на временной ряд преступности, видим его колебания, «взлеты» и «падения», то понимаем, что перед нами некая результирующая кривая, равнодействующая многочисленных сил, управляющих преступностью и их конкретными видами. При этом мы отчетливо понимаем: 1) само время не является фактором, детерминирующим преступность; 2) временной ряд преступности, представленный в табличной, графической или аналитической форме является удобным предварительным инструментом глубинного анализа преступности, поскольку временные колебания преступности мы можем связать с действием конкретных сил в данное время. Например, заметное снижение уровня преступности и особенно её отдельных структурных составляющих в середине 80-х годов ХХ столетия в СССР было связано с антиалкогольной компанией, которую развернуло ЦК КПСС и правоохранительные органы. Государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков, жестко контролируемый ввоз спиртных напитков из за рубежа, уголовная ответственность за самогоноварение и другие подобные меры давали возможность значительно сократить потребление спиртных напитков населением при введении соответствующих правовых ограничений. Учитывая же тот факт, что отдельные структурные составляющие преступности формировались, главным образом, за счет употребления алкогольной продукции, то число таких преступлений заметно сократилось и это дало почти мгновенный эффект снижения преступности, как по всей стране, так и всем регионам ее составляющим – республикам, краям, областям, округам.
Наблюдая за пространственными рядами преступности или её структурных составляющих в определенный фиксированный момент времени, мы видим, что в одних странах или регионах уровень преступности выше, а в других ниже. Например, изучая преступность по всем субъектам Российской Федерации в 2006 году, мы видим ломаную кривую, указывающую на различие в уровнях преступности по российским регионам. Это различие также нужно связывать со строго определенными обстоятельствами – демографическими, экономическими, политическими, культурно-духовными и т.п. То есть частоты конкретных видов преступлений всегда пропорциональны частотам, управляющих ими факторов, зная механизм и силу влияния которых, можно управлять «поведением» кривой преступности.
В описательной криминологической литературе иногда встречаются попытки сосчитать количество частных факторов, оказывающих влияние на преступность. Подобная затея является не только пустой, но и вредной, поскольку число таких частных факторов стремится к бесконечности и не поддается учету, что заставляет незадачливых счетоводов оперировать обычно трехзначными цифрами, но счет можно продолжать, увеличивая их до четырех, пяти…десятизначных и более крупных величин. В общем же все это многообразие факторов уместно свести к действию трех групп сил: , где - вектор поведения конкретного индивида, социальной группы или человечества, - группа сил космо-теллурической среды, - совокупность безусловных биологических сил (дыхание, питание, размножение и т.п.), - совокупность социальных факторов, включая влияние конкретной культуры, моральных и правовых норм, идеалов и иных ценностей, эффект совести – прежней дрессировки, государственного принуждения и общественного насилия.
Следует помнить, что искусство научного моделирования заключается вовсе не в том, чтобы запутаться в многообразии мира, не замечать очевидного и «утащить в дремучую чащу» других, а в том, чтобы понять этот мир, ясно диагностировать исследуемые явления, увидеть основные, главные связи между изучаемыми процессами и игнорировать огромное количество незначимых, третьестепенных сил. Именно для этого применяется специальный математический аппарат, позволяющий в строгой количественной форме устанавливать связи между переменными, измеряющими конкретные изучаемые явления.
Основным математическим инструментом, изучающим связи между различными процессами (явлениями) реального мира, выступает функциональный анализ, специфическими вероятностно-статистическими разновидностями, которого являются регрессионный и корреляционный анализ со своими многочисленными модификациями. Совершенно неслучайно «понятие функции является центральным для всей математики»[60] и имеет строгое определение: функцией f, заданной на некотором множестве Х, называется правило, по которому каждому элементу хХ ставится в соответствие один и только один элемент yY. Множество Х называется областью определения функции, а Y – областью её определения[61]. То есть функция это правило, связывающее две и более переменные: у=f(x1,x2,…xn), из которых одна является зависимой, а другая или другие – независимыми. Переменную в левой части уравнения называют зависимой, объясняемой, управляемой, эндогенной переменной или просто функцией, а переменную (переменные) в правой части – независимой, управляющей, объясняющей, экзогенной переменной, предиктором или аргументом функции. Интерпретация понятия функции проста, поскольку здесь одна или несколько переменных (причины) определяют «поведение» зависимой переменной (следствия).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54